Елена Минич - об электронном правительстве в Украине

Елена Минич, директор департамента инноваций и интеллектуальной собственности Министерства экономического развития и торговли – о э-правительстве в Украине.
Елена Минич - об электронном правительстве в Украине

Когда возникает очередная дискуссия на тему e-gov в Украине, сразу же хочется задать наболевший вопрос: "А что уже сделано?". Увы, ответа на него нет, равно как и нет целостного плана развития электронного правительства, реализации онлайн-услуг для населения и технического плана создания архитектур в сфере e-gov. Причем действия и полномочия разных "ответственных" органов власти абсолютно разрозненны. И никакие совещания не дают целостной картины. Можно сказать, что есть элементы чего-то, но как соединить их – никто не знает. Хотя только на уровне министерств и агентств «занимается» данным вопросом 14 разных структур.

Вообще, процесс создания электронного правительства определенным образом обособился от процесса информатизации/диджитализации страны. И в условиях базовых инфраструктурных и управленческих проблем эффективно внедрять e-gov невозможно.

К тому же каждое ведомство как-то по-своему видит развитие этого направления, и в итоге возникает фрагментация. Естественно при отсутствии единой государственной политики, процесс начинает зарождаться "снизу". Положительная сторона этого движения в том, что появляются решения, которые приносят пользу уже сегодня. Но есть и обратная сторона. Из-за отсутствия стандартов, централизации на выходе мы получаем "технический зоопарк". И с точки зрения дальнейшей эксплуатации это нехорошо.

Плюс ко всему, не стоит забывать, что система электронного правительства – не просто красивый и удобный сайт со ссылочками, а комплексное техническое решение по взаимодействию всех органов власти с единым интерфейсом. Но исторически в каждом ведомстве строилась своя выделенная IT-инфраструктура, на оборудовании разных производителей, поэтому согласование и интероперабельность этих элементов – архиважная задача.

По моему мнению, решать эти проблемы можно следующим образом. В первую очередь необходимо наличие политической воли, если хотите – "цифровой политической воли", которая должна выражаться в плане законодательных изменений с концепцией его внедрения, в подборе профессиональных кадров, и трансформироваться в последующую техническую интеграцию.

Параллельно нужно вернуть процесс развития e-gov в рамки единой политики по информатизации и модернизации страны. В дальнейшем – довести до эксплуатационной реализации систему электронного взаимодействия, унифицировать интерфейсы и принять изменения в законодательной базе. Также необходим переход на облачные сервисы, коммерциализация рынка доступа к электронным административным и коммерческим услугам для населения, урегулирование вопросов ответственности и функций органов власти в системе e-gov.

По большому счету, несмотря на трудности, перемещение Государственного агентства по вопросам электронного правительства из-под сферы влияния Министерства регионального развития на уровень премьер-министра Гройсмана – это уже прогресс, но решит ли такое переподчинение вопросы, поставленные выше? Ведь за два года с момента создания агентства мы уже видели так называемые «результаты» написания каких-то там "книг" за бешенные деньги доноров. Но при этом отсутствие реального прогресса говорит само за себя.

Конечно же, в создании e-gov универсального рецепта нет. Поэтому логичнее взять понемногу лучшего опыта от каждой страны. При этом важно рассматривать не только полученный результат, но больше анализировать начальные условия. Уровень развития инфраструктуры, уровень бюрократии, уровень компьютерной грамотности, уровень подготовки госслужащих и т.д. С этой точки зрения наиболее близким нам может быть пример Казахстана или Молдовы. Но следует понимать, что мы можем ссылаться лишь на определенные элементы или технические решения, и только тогда достигнем успеха. А взять и скопировать – это неправильно.

P.S. Напоминаем, что в авторских колонках наших читателей отражена не точка зрения редакции, а точка зрения читателей.  Мнение г-жи Минич напоминает идеи о том, что армия готова к войне только тогда, пришита последняя пуговица последнего солдата. Нам больше импонирует стратегия, которую реализуют, например, Яаника Мерило и Дмитрий Дубилет (проекты iGov). Но и о стандартизации баз данных госучреждений тоже забывать нельзя. Дискуссия открыта, мы ее непременно продолжим. 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK