Переключиться на мобильную версию

Александра Бетлий: Без резких движений

Ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций - о том, как украинскому правительству уберечь экономику от обвала.
Украинским политикам необходимо продолжать обещанные и запланированные реформы
Украинским политикам необходимо продолжать обещанные и запланированные реформы
dengi.ua

Украинская экономика - на пути к восстановлению. В 2017 г. реальный ВВП вырос на 2,5%, а в первом квартале 2018 г. - на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. По оценке Института экономических исследований и политических консультаций, прирост реального ВВП в 2018 г. составит 3,4%. Но это очень медленные темпы после падения экономики в 2014 г. и 2015 г., а потому нужно думать о том, как ускорить рост.

Читай также: НБУ сделал прогноз по росту экономики

Прежде всего, необходимы макроэкономическая стабильность и реформы. Хотя следует заметить, что в течение последних четырех лет в Украине было принято больше реформаторских решений, чем за все предыдущие годы независимости. В сфере публичных финансов приложены большие усилия по фискальной консолидации, повышению эффективности расходов и налогового администрирования. Украинскую систему электронных закупок ProZorro признали образцовой в мире, поскольку она действительно экономит бюджетные средства и средства государственных предприятий. В результате принятых мер по совершенствованию налогового администрирования, прежде всего НДС, выросли поступления в бюджет. А возмещение НДС, наконец, не является препятствием развитию бизнеса.

Нафтогаз перестал требовать средства из бюджета, и уже является одним из крупнейших налогоплательщиков. Усилилась энергетическая независимость государства. Была утверждена важная реформа системы здравоохранения и начата реформа образования, принято несколько решений в сфере пенсионной реформы. Национальный банк стал независимым, что позволило ему очистить банковскую систему и перейти к инфляционному таргетированию. Принят новый закон о приватизации, который дал надежду на ее запуск. А реформа корпоративного управления будет способствовать росту эффективности других государственных предприятий. Есть еще много других начинаний, которые очень важны для экономики. В частности, развитие институтов борьбы с коррупцией. Последний положительный шаг в этом направлении был сделан депутатами после горячих дебатов 7 июня, когда парламент поддержал закон о Высшем антикоррупционном суде.

Читай также: В Кабмине дали позитивный прогноз для украинской экономики

Но все эти решения может перечеркнуть популизм, связанный с приближением 2019 г. - года двойных выборов. Это будет означать возможный откат в реформах. В частности, речь идет о неспособности правительства повысить тарифы на газ для населения. Украина приняла метод определения цены газа на основе импортного паритета, но в 2017 г. фактически (не юридически) отошла от него, так и не подняв тарифы. А уход от ценового арбитража снова может привести к потере средств через “захват государства“ (state capture) в сфере рынка природного газа. Поэтому неудивительно, что пересмотр тарифов на газ является одним из условий выделения следующего транша кредита от МВФ. А неполучение этих денег ставит под угрозу возможность получения поддержки со стороны ЕС, Всемирного Банка и ряда других иностранных партнеров. Но эта поддержка жизненно необходима Украине, поскольку до конца 2019 г. страна должна выплатить около 10 млрд. долл. по своим внешним обязательствам. При этом резервы НБУ на сегодняшний день составляют лишь около 18 млрд. долл.

Большая часть выплат по долгу приходится именно на Кабинет министров. Для его обслуживания правительство может покупать валюту у НБУ, или же размещать ценные бумаги в иностранной валюте на внутреннем и внешнем рынках. Наличие программы МВФ и помощь от других доноров увеличивают возможности для более успешного выпуска еврооблигаций, тогда как их отсутствие означает рост стоимости заимствований для страны.

При этом показатели выполнения бюджета за четыре месяца не очень оптимистичны: доходы общего фонда госбюджета оказались на 3,1% ниже плановых. Поэтому правительству следует подумать над пересмотром расходов в сторону понижения. К тому же разбалансировка бюджета поставит под угрозу поддержку Украины основными международными партнерами. Но добиться сокращения расходов будет сложно, так как аппетиты политиков с приближением выборов только растут.

Читай также: Что происходит с экономикой Украины

Так что если и можно что-то пожелать в предвыборный год, то это, в первую очередь, дать напутствие политикам стать государственниками, воздержаться от резких движений в сторону популизма и продолжить внедрение обещанных и запланированных реформ. Это позволит сохранить лояльность ключевых доноров и откроет пространство для новых инвестиций в страну со стороны иностранных инвесторов. В противном случае, хрупкая макроэкономическая стабильность может быть разрушена, рост экономики прекратится, а гривна обесценится.

Александра Бетлий

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 11 от 14 июня 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №11 від 14 червня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь