Переключиться на мобильную версию

Как пользоваться банковскими услугами без претензий со стороны банка

В 2018 году банки особенно сурово следуют принципам KYC и AML - "знай своего клиента" и "противодействуй отмыванию грязных денег". Банкиры так придирчиво проверяют легальность средства своих клиентов, что складывается впечатление, будто они пытаются стать примером для того самого FATF, который борется с тем самым отмыванием и финансированием терроризма. "Деньги" узнали, как пользоваться банковскими услугами без претензий со стороны банка и конфликтов с финансовым мониторингом.
НБУ предписал банкам анализировать финансовые операции клиентов "на постоянной основе"
НБУ предписал банкам анализировать финансовые операции клиентов "на постоянной основе"
depositphotos.com

Киевлянин Олег Козлов принес в банк для размещения на депозитном счете 200 тыс. гривен. Вместо привычно быстрого подписания договора его ждало неожиданное требование банка подтвердить происхождение средств. “У меня частный бизнес, поэтому я должен был предоставить декларацию ФЛП/ФОП, правда, с квитанциями об их принятии налоговой. После этого мне пришлось ждать больше часа, чтобы банк “провел анализ“ документов. И что мне предложили потом? Уменьшить сумму депозита до 100 тыс. гривен!“, - возмущается предприниматель.

Читай также: Как изменились ставки по депозитам в банках

Увы, еще весной 2017 г. НБУ ужесточил правила финмониторинга, предписав банкам анализировать финансовые операции клиентов не ежеквартально, как было ранее, а “на постоянной основе“. Помимо этого, Нацбанк переложил ответственность за подтверждающие документы с клиентов на банки: теперь именно их ожидает наказание, если для операции не хватает подтверждающих документов либо они подделаны или фиктивны.

А главное - НБУ начал систематически наказывать банки за нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга. За последние полгода “Деньги“ выявили сразу шесть штрафов как за мелкие, так за более серьезные нарушения: Таскомбанк получил штраф на сумму 6 млн гривен, УкрСиббанк - в сумме 400 тыс. гривен, Банк инвестиций и сбережений - 5 млн гривен, Украинский капитал - 1,21 млн гривен, Сич - 1,3 млн гривен, Конкорд - 1,55 млн гривен. Еще, как минимум, трем банкам - МТБ Банку, Кредобанку и Проминвестбанку - были выписаны письменные предостережения за нарушения.

Читай также: Банкам могут разрешить идентифицировать клиентов через посредников

Помимо штрафов, серьезные нарушения законодательства в сфере финмониторинга могут стоить должности председателю правления и топ-менеджерам, возглавляющим подразделения финмониторинга. Понятно, что в таких условиях банки будут проверять клиентов довольно пристально - дабы снять с себя ответственность.

Скажем прямо - для страны, только-только выгребающей из тотального банковского кризиса, происходящее выглядит абсолютно нерационально, да что там - просто по-идиотски. Система задыхается без ресурсов, кредитование стоит на паузе, а трусливые и/или безграмотные руководители финансовых учреждений пытаются быть святее самого FATF. К сожалению, не только их вина в происходящем, еще большая вина лежит на руководстве НБУ. Впрочем, поздно выяснять, “кто виноват“. Куда важнее выяснить “что делать?“. Причем, что делать именно клиентам банков.

Олеся Блащук

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 13 от 12 июля 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 13 від 12 липня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua

Комментариев (1)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
гость  (аноним)  17.07.2018, 00:31
Оценка:  0
гость
никак, ваш банк - это ваша могила
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь