Вопрос-ответ: Как получить компенсацию за задержку или отмену чартерного рейса

Отказ в компенсациях, еде, напитках и отелях связан со спецификой чартерных перевозчиков, которые законодательно все же несколько отличаются от регулярных авиалиний.
Вопрос-ответ: Как получить компенсацию за задержку или отмену чартерного рейса
depositphotos.com

С началом сезона отпусков участились случаи существенных многочасовых задержек, переносения, отмены чартерных рейсов. Каковы права пассажиров, которые выкупили такие перелеты в рамках тура? Положена ли компенсация? 

Ирина, Киев

Именно так, всем пассажирам чартерного рейса полагается денежная компенсация в случае, если авиаперевозчик отказывается совершать рейс. Если пассажирам отказано в перевозке, авиаперевозчик должен выплатить компенсацию в таких размерах: 250 евро - для рейсов дальностью 1500 километров или меньше; 400 евро - для рейсов дальностью свыше 1500, до 3500 километров; 600 евро - для рейсов дальностью более 3500 километров.

Авиаперевозчик имеет право уменьшить размер компенсации на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированное, а именно: два часа - для рейсов дальностью 1500 километров или меньше; три часа - для рейсов дальностью свыше 1500 до 3500 километров; четыре часа - для рейсов дальностью более 3500 километров, - отметила Ирина Низькая, юрист ЮФ “Мисечко и Партнеры“.

Читай также: Что изменилось: Новые правила перевозки

По ее словам, приказом Государственной авиационной службы Украины от 26 ноября 2018 года № 1239 были утверждены новые “Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа“, где и указаны все детали относительно компенсаций. Кроме того, в Правилах говорится, что в случае отмены рейса авиаперевозчиком и продолжения пассажиром путешествия другим рейсом (рейсами) или по другому маршруту, пассажирам должно быть предложено и обеспечено бесплатное питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса, места в гостинице (если пассажиры вынуждены ждать отправления в течение одной или более ночей), наземный трансфер по маршруту аэропорт - отель - аэропорт, а также два телефонных звонка или телекс-, факс-сообщения или сообщения по электронной почте.

Несмотря на четкие нормы, введенные правилами, утвержденными Госавиаслужбой, увы, далеко не все чартерные авиакомпании готовы их соблюдать. Юристы говорят, что отказ в компенсациях, еде, напитках и отелях связан со спецификой чартерных перевозчиков, которые законодательно все же несколько отличаются от регулярных авиалиний.

В отличие от договора перевозки регулярным рейсом, заключаемого между авиакомпанией и пассажиром, чартерные рейсы являются отдельным видом гражданско-правовых отношений, при котором относительно независимо взаимодействуют пассажир, туроператор и авиакомпания. Согласно украинскому законодательству, билеты на чартерные рейсы не считаются действительными до момента оплаты туроператором перевозчику полной стоимости рейса. Поэтому авиакомпания вполне может отменить рейс, если оплата за него не поступила в сроки, предусмотренные чартерным договором, - отметил Алексей Бурчевский, адвокат, глава авиационной практики МЮФ Kinstellar.

Читай также: Лишат ли льготников бесплатного проезда общественным транспортом

Участие туроператора в организованных турах имеет огромное значение, ведь если туроператор полностью оплатил рейс, то уже на авиакомпанию возлагается обязанность кормить застрявших в аэропорту пассажиров, размещать их в гостиницах, выплачивать компенсации. Но если оператор не расплатился с авиакомпанией, то требовать все это придется именно у него.

Если авиакомпания не выполняет свои обязательства, и пассажирам приходится за свои деньги ночевать в чужой стране, требовать деньги за несостоявшийся перелет и сопутствующие расходы нужно с туроператора, который продал туристу путевку. Он несет ответственность перед пассажиром и обязан гарантировать ее суммарно на 20 тысяч евро, - напоминает Алексей Бурчевский.

Но что делать, если рейс отменен, а в аэропорту выяснить варианты дальнейшего перемещения не представляется возможным, например, туроператор и авиакомпания не выходят на контакт? В этом случае пассажиры могут самостоятельно совершить за собственные средства перелет в точку назначения, а затем обратиться письменно за компенсацией в авиакомпанию.

В случае невыплаты денежной компенсации в аэропорту, такая выплата осуществляется по письменному обращению пассажира. Авиаперевозчик должен дать ответ в срок не более одного месяца со дня поступления обращения, - отметила юрист ЮК «Волхв» Ярослава Борка.

Если реакции со стороны авиакомпании не будет, спустя месяц самое время отправиться за компенсацией в суд, собрав все необходимые документы, фотографии, видеозаписи, договор с туроператором, авиабилеты - все то, что может доказать факт отмены рейса и нарушения прав пассажиров (невыплату компенсации, непредоставление отеля и так далее). Причем, иск можно подать как на авиакомпанию, так и на нерадивого туроператора.

Если отмена произошла исключительно по вине авиакомпании - ее привлекут как соответчика. Не стоит бояться идти в суд: во-первых, подобные иски освобождаются от уплаты судебного сбора, во-вторых, судебный иск дополнительно мотивирует туроператора скорее рассчитаться с пассажиром. Практика решения таких споров в пользу пассажиров уже существует, - объяснил Алексей Бурчевский.

Статья из Журнала “Деньги“ №11 от 13 июня 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK