Переключиться на мобильную версию

Проверки малого бизнеса: Кого ждать общепиту

Недавно открыл небольшую кофейню, знакомые предприниматели рассказывают, что могут быть проверки каких-то госорганов, в том числе и ГФС. Как сегодня законодательство регулирует проверки малого бизнеса? Какие документы нужно требовать у проверяющих? Иван, Киев.
В Украине проверят малый бизнес
В Украине проверят малый бизнес
depositphotos.com

Действительно, проверяющие государственные органы могут прийти на предприятие с проверкой. Юристы отмечают, что в числе таких органов надзора (контроля) – Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (проверяет соблюдение требований противопожарной безопасности), ГФС (проверяет операции с наличными и ведение РРО), Государственная служба по труду (проверит наличие оформленного трудоустройства сотрудников, соблюдение режима рабочего времени), а также Госпродпотребслужба (изучает санитарные нормы и соблюдение прав потребителей).

“Все вышеперечисленные органы осуществляют проверки, руководствуясь законом Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности“ и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с законодательством, существует два вида проверок: плановая и внеплановая, поэтому предпринимателю можно ждать проверок постоянно“, – отмечает Владимир Иванов, юрист Bires Law Firm.

Читай также: В Украине будут маркировать товары по-новому: Что изменилось

31 декабря 2018 года утратил силу закон “О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности“, то есть закончилось действие пятилетнего моратория на проверки малого и среднего бизнеса.

“Иными словами, с 1 января 2019 года государственные органы контроля могут проверять предприятия, и делают это согласно новому “рискориентированному“ подходу: если у бизнеса низкая степень риска – ждите проверку раз в пять лет, если высокая – не чаще одного раза в два года. О плановых и внеплановых проверках компания может узнать, проверив себя на портале inspections.gov.ua. График проверок также обнародован Государственной фискальной службой“, – рассказала Алена Побережник, к. ю. н., адвокат АФ “GOROlegal“.

По словам Владимира Иванова, внеплановая проверка предполагает выяснение только тех вопросов, необходимость проверки которых послужила основанием для осуществления этого мероприятия. Как правило, это могут быть жалобы клиентов (или наводка от конкурентов, что также не исключено).

Читай также: Клиенты Приватбанка за месяц оставили миллион “на чай“

Если проверяющие неожиданно появились на предприятии, следует попросить их предъявить документы. Это – приказ (решение, распоряжение), который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, где будет идти проверка, и ее предмет, служебное удостоверение должностного лица, удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора и его копия.

“Если эти документы не предоставляются проверяющими лицами или являются такими, что составлены с нарушением законодательства, смело можно не допускать к проведению проверки“, – отмечает Алена Побережник.

Юристы рекомендуют пристально изучить предъявленное направление на проведение проверки. В этом документе должно указываться: наименование органа надзора (контроля), осуществляющего мероприятие; наименование предприятия, где должна быть проведена проверка; фамилия, имя и отчество физлица-предпринимателя, которого проверяют; место нахождения предприятия (адрес); номер и дата приказа (решения, распоряжения), во исполнение которого осуществляется мероприятие; перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности и ФИО; тип проверки (плановая или внеплановая); дата начала и дата окончания проверки; форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование); основания для проверки; информация о предыдущей проверке. 

Закон “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности“ разрешает не допускать к проведению проверки также в тех случаях, если предприниматель не получал уведомление о проведении плановой проверки, если орган госнадзора осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту, который был основанием для проведенного предыдущего мероприятия, или если органом госнадзора (контроля) не была утверждена и обнародована на официальном сайте унифицированная форма акта, в которой предусматривается перечень вопросов для проведения проверки в зависимости от степени риска.

Читай также: Сoca-Cola будет продавать алкогольный напиток

Также отказать можно тем, кто не предоставит необходимые документы и их копии, или если превышен срок, отведенный на проведение проверки (для субъектов малого предпринимательства установлено ограничение до двух рабочих дней – для внеплановых, и пяти дней – для плановых).

После проведения проверки обязательно должен быть составлен акт с ее результатами. И в случае несогласия руководителя (владельца) предприятия с указанными в акте фактами, он обязательно оставляет в нем свои замечания. А в дальнейшем результаты как плановой, так и внеплановой проверки могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

Напомним, с апреля 2019 года собственникам бизнеса при открытии ресторана или другого заведения общественного питания придется заплатить на 15-20% больше.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 

Смотри также - В Украине снят мораторий на проверки частного бизнеса: как защититься


Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь