5 главных ошибок в бизнес-планах

5 главных ошибок в бизнес-планах

Составлять или не составлять?
За бизнес-план:
- лучше хотя бы какой-то план, чем никакого;
- план позволяет критически посмотреть на стратегию бизнеса;
- план помогает обнаружить дыры, через которые утекают деньги.

Против бизнес-плана:
- составление отвлекает от текущих важных дел;
- бизнес-среда меняется быстрее, чем можно себе представить при составлении плана;
- план сковывает маневренность бизнеса.

"Цель бизнес-планирования -- дать понимание пути и целей компании ее собственникам и менеджменту, а затем -- всем ключевым сотрудникам. Без плана компания работает вслепую, а у бесцельной работы "наугад" просто не может быть эффективности и прибыльности", -- говорит бизнесмен Вячеслав Кушнарук. По его словам, составлять бизнес-план в условиях растущей экономики очень приятное дело, поскольку внесение корректив в такой план происходит очень редко.

А вот кризис вынуждает компании пересматривать свои планы. "В 2008 году, когда случился резкий обвал гривни, нам пришлось полностью пересмотреть свои планы на 2009 год, так как, во-первых, внешние рынки не способствовали продажам и выручка резко сократилась, а во-вторых, мы до кризиса привлекли финансирование материнской компании по курсу 5,05, а отдавать пришлось по курсу 8,5", -- рассказывает генеральный директор иностранной компании Лев Роуни. Можно ли было такое предусмотреть? С полной уверенностью -- вряд ли. Но помнить о валютных рисках при составлении бизнес-плана все-таки надо.

В плане должно быть обязательно:
- цели и задачи компании;
- анализ рынка;
- SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей роста и угроз),
- анализ рисков;
- краткая финансовая модель бизнеса;
- модель решений, основанная на анализе стоимости влияния неустранимых рисков (политические, макроэкономические риски).

Какой у вас план?
Прежде всего бизнес-план должен отражать цели и задачи на средний горизонт планирования -- от 3 до 5 лет. Насколько реалистичными могут быть такие планы в украинских условиях -- не очевидно. Законодательство и валютные курсы радикально меняются намного чаще, чем раз в 3--5 лет.

"Основная цель бизнес-плана -- четко отразить существующую рыночную ситуацию, место компании на рынке, стратегические цели", -- считает директор по стратегическому развитию компании "Евро Лизинг" Павел Васильев. Конечно, грамотный бизнес-план учитывает все факторы, которые могут повлиять на бизнес (см. "В плане должно быть обязательно").

Бизнес-план окажется очень кстати при привлечении в бизнес инвестора или кредита. "В плане необходимо указать основные составляющие финансового отчета и баланса. Например, структура доходов и расходов, перечень продаваемых товаров и предоставляемых услуг, планы на будущее, структура и ликвидность активов, имеет ли компания достаточно ресурсов для финансирования оборотного капитала, сколько нужно внешнего финансирования", -- напоминает директор департамента корпоративного бизнеса Эрсте Банка Патрик Пражак.

Работа над ошибками
Первой, а точнее -- гранд-ошибкой при составлении бизнес-плана можно считать отсутствие в нем возможности регулярно его пересматривать. Как правило, бизнес-план подлежит обязательной корректировке по истечении определенного этапа -- например, в конце каждого года. Иногда это приходится чаще из-за неожиданных изменений рыночных условий или важных изменений в самой компании -- слияния или поглощения, реструктуризации бизнеса, привлечения крупного кредита.

Ну и все прекрасно помнят, как в конце 2008 года, с приходом кризиса в Украину, практически все компании внесли изменения в свои бизнес-планы и, соответственно, бюджеты. "Когда в конце 2008 года клиенты побежали толпой забирать депозиты, стало понятно, что бизнес-план требует серьезных изменений -- ведь ликвидность банка была под угрозой", -- говорит руководитель одного из отечественных банков.

Топ-менеджеры обязательно должны прибегать к своевременной корректировке планов, ведь именно гибкость управленческих решений способна помочь компании избежать многих проблем. "Один из крупнейших украинских банков в начале 2009 года перешел на полугодичное бюджетирование. Если окружающая среда нестандартна, то и поступки в этой среде не должны быть стандартными", -- уверен г-н Васильев.

Оптимизм -- ошибочен?!
Обычно топ-менеджеры склонны оценивать возможности компании чересчур уж оптимистично. Причина очевидна: запуск новых проектов, под которые и пишутся бизнес-планы, сулит новые финансовые ресурсы, расширение полномочий, рост оплаты нелегкого топ-менеджерского труда.

В такой ситуации не помешает взгляд со стороны. Трезво оценить бизнес-план помогут "критики", которых можно найти в банках, а также инвестиционных или консалтинговых компаниях. Это особенно кстати тем компаниям, которые планируют взять кредит на расширение или развитие нового направления бизнеса. Часто банки сами предлагают клиентам проанализировать их бизнес-планы, чтобы дать аргументированный ответ относительно выдачи кредита. Ведь банк, выдавая заем, как никто другой заинтересован в успехе компании.

Итак, направления определены, финансовые показатели в норме, маркетинговый анализ конкурентной среды готов. Но где гарантии, что бизнес-план поможет достичь поставленных стратегических целей? Увы, гарантий быть не может. Бизнес -- это движение, которое подвержено постоянным внешним воздействиям.

Предприниматели признаются, что бизнес-план не бывает идеальным -- в нем всегда что-то не вполне соответствует действительности. И это приводит к невыполнению запланированных задач. Прежде всего бизнес-план должен быть как можно более реалистичным. Не стоит готовиться пошить три тысячи костюмов, если очевидно, что конкуренция на рынке и ликвидность предприятия позволят реализовать за год максимум полторы тысячи.

"Бизнес-план должен быть "среднеоптимистичным", то есть иметь запас прочности. Показатели, применяемые в бизнес-плане, должны быть проверенными и актуальными на момент реализации", -- отмечает генеральный директор группы компаний "Эра" Андрей Демкин.

Именно переоценка возможностей компании является первой и основной ошибкой бизнес-планирования. Другими факторами, ставящими под угрозу выполнение бизнес-плана, можно считать неправильную оценку конкурентной среды и игнорирование рисков. Каждая компания перед тем, как запланировать получение прибыли или привлечение займа, должна проанализировать рыночную среду: чем занимаются конкуренты, как будет расти их доля рынка, в чем их сильные и слабые стороны. Кроме того, не стоит отказываться от учета таких важных факторов, как страновые, политические, макроэкономические и валютные риски. "Я вообще не понимаю, как в этой стране можно что-либо планировать на 3--5 лет. Максимум на год. Взять, к примеру, Налоговый кодекс: в другой стране дали бы бизнесу год для ознакомления с новыми правилами игры, а у нас только в конце прошлого года приняли закон, а в начале этого года уже будьте добры платите по-новому", -- возмущается частный предприниматель Дмитрий Гищук.

Изменений не избежать
Даже если бизнес-план написан чрезвычайно грамотно и профессионально, это вовсе не значит, что его реализация будет столь же успешна. Эксперты отмечают, что одной из основных ошибок реализации бизнес-плана является отсутствие контроля над его выполнением. "Составленный, согласованный, подписанный, но неконтролируемый бизнес-план можно приравнять к отсутствию бизнес-плана в компании. С бизнес-планом должны быть ознакомлены сотрудники всех звеньев организационной структуры компании, ведь к достижению целей, поставленных в бизнес-плане, компанию приводит коллектив", -- считает председатель правления СК "Брокбизнес" Вадим Загребной. Другими ошибками реализации бизнес-плана являются неправильная ценовая политика и бюджетирование. "У нас был такой случай: мы думали, что цены на продовольствие будут более-менее стабильны, и не учли в своем бизнес-плане возможный рост цен на ту же гречку. В итоге, несмотря на большой склад, закупать у оптовиков в прошлом году крупы мы не стали, думая, что цены могут и снизиться. А теперь вынуждены ломать голову над тем, в каком сегменте товаров сэкономить, чтобы предоставить покупателю не слишком дорогую гречку", -- рассказывает владелица нескольких продуктовых магазинов Ярослава Вовчик.

Часто топ-менеджеры оказываются настолько гибки в изменениях бизнес-плана, что впадают в другую крайность -- увлекаются внезапно открывающимися перспективами новых проектов, которые изначально не предусмотривались. С одной стороны, такой подход оправдан -- если можно заработать деньги здесь и сейчас, то нужно использовать такую возможность. С другой стороны, новые проекты могут и не "выстрелить", а только поглотить массу времени, сил и финансовых ресурсов. Поэтому к любому дополнению бизнес-плана стоит относиться осторожно.

Как бы ни старался топ-менеджмент, выполнить бизнес-план в точности удается лишь единицам. Конечно, желательно, чтобы итоговое отклонение от целей не превышало 10--15%. Достичь этого вполне реально -- если вовремя корректировать бизнес-план и грамотно реагировать на вызовы. И самое главное -- не стоит изначально писать бизнес-план словно сборник мифов. "Многие менеджеры не имеют времени на то, чтобы посетить линию фронта. Они слишком заняты написанием планов, которые, по идее, должны основываться на посещении ими поля боя. Когда они действительно сталкиваются с реальностью, они с ужасом обнаруживают, что их планы основаны на мифах, а не фактах", -- вещает гуру маркетинга Джек Траут.

Топ-5 ошибок составления бизнес-плана
1. Переоценка возможностей компании.
2. Неверная оценка возможностей (объемов) рынка.
3. Игнорирование политических, макроэкономических и валютных рисков.
4. Ошибочные временные расчеты (несогласованность сроков, не учтены сроки получения разрешений, фактор сезонности).
5. Игнорирование юридических рисков.

Топ-5 ошибок реализации бизнес-плана
1. Отсутствие контроля над исполнением поставленных заданий.
2. Незнание бизнес-плана сотрудниками компании.
3. Ошибки в ценовой политике.
4. Неправильное бюджетирование, чрезмерная экономия.
5. Отсутствие регулярных ревизий и пересмотров бизнес-плана.

Резюме: Грамотный бизнес-план не должен быть слишком оптимистичным. При реализации бизнес-плана важно учитывать все изменения, происходящие на рынке и в компании, а потом корректировать план с учетом этих изменений.

По материалам /



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK