Григорий Кукуруза: Ревальвация vs. производство

Григорий Кукуруза, экономист Ukraine Economic Outlook – о причинах падения украинской промышленности.
Григорий Кукуруза: Ревальвация vs. производство
Пресс-служба Ukraine Economic Outlook

В четвертом квартале 2019 года темпы роста реального ВВП Украины замедлились к 1,5%, против 4,6% и 4,1% двумя кварталами ранее. Хотя в полной мере негативный эффект от ревальвации проявится только по итогам первого-второго кварталов 2020 года. Мировые рейтинговые агентства и наши основные институциональные кредиторы еще не пересмотрели кредитные рейтинги Украины в худшую сторону. Но разворот цикла экономической активности уже просматривается. Рекордные для Европы темпы роста за счет увеличения объемов импорта, торговли и собираемых налогов не стали фундаментом устойчивого развития. Поэтому изначальную концепцию роста, основанного на IT, внешних инвестициях и креативной экономике, пришлось сменить инициативой бюджетной поддержки промышленности и АПК в объеме 90 млрд. грн. на три года.

В декабре 2019 года индекс промпроизводства, который снижался уже пять месяцев кряду, достиг критических -7%. В Нацбанке, который допустил 20% укрепление курса и попал под критику лидеров реального сектора, говорят о том, что наиболее уязвимой в 2019 году подотраслью промышленности была именно металлургия, просевшая на фоне негативной мировой конъюнктуры. Также в НБУ ссылаются на отрицательное влияние торговых войн между США, Китаем и ЕС на украинскую промышленность, а еще – на теплую зиму, которая спровоцировала спад в энергогенерации.

Читай также: Объемы промпроизводства в Украине продолжают падать

Действительно, 2019 год оказался для металлургов крайне сложным. Падение котировок металлов на мировом рынке, которое в 2019 году достигло 17%, и рост цен на руду не могло не ударить по металлургам. Но при спаде промышленности в зоне ЕС по состоянию на декабрь 2019-го года всего на -4,1% (и ее параллельном росте, к примеру, в Польше), украинская промышленность просела на 7%. Из-за ревальвации, попав в «идеальный шторм».

Кроме того, в четвертом квартале 2019 года отрицательную динамику показали отрасли с традиционно высокими уровнями передела и добавочной стоимости: фармацевтика (-2,1%), пищевая и текстильная промышленность (-3,8% и -8,7%), машиностроение (-11%).

Что касается химической промышленности, то ее активный рост (+15,4% г/г в 4-м квартале 2019-го) обусловлен высокой зависимостью от стоимости природного газа. Снижение среднегодовой цены газа на европейском рынке в 2019 году на 37% в комбинации с ревальвацией позволили сократить издержки почти на 50%. Но замедление роста АПК с 8,1% в 2018 году до -0,7% в январе 2020 года, основного потребителя химических удобрений, может в ближайшее время ударить и по единственной растущей химической отрасли. 

И это при том, что, повторюсь, негативные последствия ревальвации, вызванной внешним неустойчивым профицитом валюты, в полной мере могут проявиться только ко второму кварталу 2020 года. Если Национальный банк не изменит политику интервенций и не вернет курс в коридор хотя бы 25,5–26,5 грн./долл., многие как экспортно-ориентированные предприятия, так и внутренние операторы не смогут продолжить покрывать убытки за счет своих резервов и будут вынуждены сокращать персонал.

Читай также: Индикатор экономических настроений снизился на 10,4%

Что еще важно, при ухудшении деловых ожиданий бизнеса, основной прирост импорта пришелся не на инвестиционные категории (импорт средств производства, сырья для дальнейшей переработки +10,2% по итогам года), а на потребительские: бытовую электронику, автомобили, обувь и одежду, даже на продукты питания (в среднем +17–20%). В целом, соотношение капитальных инвестиций к ВВП в 2019 году осталось на том же уровне – всего 15% ВВП при необходимых для ускоренного роста экономики 20–25%.

Почему нам не удалось избежать рецессии за счет других отраслей, и каким образом реальный вес АПК и промышленности оказался гораздо выше, чем принято считать? АПК и промышленность выполняют системообразующую роль в украинской экономике. Несмотря на удельный вес промышленности в 21% и сельского хозяйства в 11%, рабочие места и внутренний спрос, генерируемый ими по принципу перевернутой пирамиды (мультипликатора расходов), создает спрос и рабочие места для остальных 68% ВВП.

Читай также: Как коронавирус повлиял на мировую экономику

В частности, для финансового сектора, IT, торговли, транспорта именно промышленность и АПК выступают ключевыми потребителями. Поэтому признаки рецессии в сельском хозяйстве и промышленности, вопреки популярному мнению, не могли не сказаться и на остальных отраслях.

Сейчас мы стоим перед еще одним вызовом – замедлением роста мировой экономики, в первую очередь развивающихся стран, на фоне распространения COVID-19. Для плохих управленцев в финансовой ветви власти – это возможность объяснить потенциальные провалы в промышленности и экономике. Для профессионалов – воспользоваться спадом в Азии и заместить их в глобальных производственных цепочках, увеличив объемы инвестиций и производства в Украине.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK