Александр Крамаренко: Конкурсы, скандалы и много денег

Спусковым крючком правительственного кризиса, как мы помним, был скандал в связи с возможными попытками оказать давление на Айвараса Абромавичуса – по поводу назначения руководителей госпредприятий. Так вот руководителей этих сейчас пытаются назначить через реальные конкурсы. В это трудно поверить. Но именно такими конкурсы и должны быть, потому что на кону – сотни миллиардов гривен.
Александр Крамаренко: Конкурсы, скандалы и много денег

Как мы помним, кризис закончился для действующего правительства тяжелым испугом. Оно устояло. Впрочем, после состоявшегося в конце февраля-начале марта визита украинской делегации в Брюссель ситуация резко изменилась. Появились претензии по поводу того, что правительство оказалось не вполне технократичным. И МВФ весьма внятно намекнул – “ребята, вы там разберитесь с коалицией и правительством, а то нам не очень понятно, кто ж возьмет на себя ответственность за следование Меморандуму“.

В экономике дела обстоят не слишком хорошо(война, низкие цены на экспортные товары, коррупция, девальвация), и вот правительству остро понадобились “быстрые победы“. Там, в здании на Грушевского, прекрасно это понимают, что если не предъявят отечественному гражданскому обществу и западному истеблишменты веских аргументов в пользу своей компетентности, то дело будет дрянь.

Равно как понимают в Кабмине, что госпредприятия являются “черными дырами“ бюджета, с одной стороны, а с другой – играют роль красной тряпки для наших западных партнеров и спонсоров. Коррумпированность, “григоришинские трансформаторы“, восстановление уволенных директоров по странно выглядящим судебным решениям, вот это наше все.

По 2-3-4 конкурса на занятие вакантных должностей в течение календарного года без продуктивного результата. Появление странных кандидатур – и их выслушивание серьезными людьми с серьезными лицами. И это при том, что на кону право вести дела в корпорациях с миллиардными оборотами.

Все это – не слишком опрятный фон, на котором происходит грандиозное действо по управлению принадлежащими государству активами.

И да, большинство этих компаний должны быть приватизированы в ближайшем будущем. Некоторые из них уже частично частные, так что на торги будут выставлять оставшиеся в руках государства пакеты акций. Некоторые, очевидно, останутся государственными по причине своей суперстратегичности для экономики и безопасности страны.

Но в любом случае, они нуждаются прекращении “распилов“, глубокой модернизации, получении весомой прибыли – кстати, за счет нее и должна вестись модернизация, потому что получить кредиты им тоже не просто. Да и дороги сейчас банковские кредиты неимоверно.

Но даже получив прибыль, компаниям не удастся использовать ее для модернизации – львиная ее доля должна уйти в госбюджет – согласно закону о распределении прибыли госкомпаний. Эта норма, конечно, вводилась из самых добрых побуждений – чтобы прибыль тупо не крали на странного рода “инвестициях“. Но оказалось, что когда речь зашла о критически нужных предприятиям инвестициях, которые можно бы проводить за счет собственной же прибыли, то эта норма начала всех вязать по рукам и ногам.

Несколько таких госкорпораций-монстров пытается обеспечить честными и грамотными руководителями Минэкономразвития и торговли, а также Министерство аграрной политики и продовольствия.  Там есть и Укрпочта, и Центрэнерго, и Укрспирт, и много кто еще. Мне показалось интересным показать всего троих из них. С двумя (Укрэнерго и Артемсоль) мы сталкиваемся ежедневно, если не ежечасно – не всегда прямо, но опосредованно – точно. Третье – один из немногих высокотехнологичных заводов в Украине, да такой, что носителями схожих технологий могут похвастаться считанные страны. Описывать их порознь – скучно. Так что я решил показать их в одной корзинке – со всеми конфликтами, деньгами и перспективами.

Сами по себе конкурсы на замещение должностей директоров крупных госкомпаний – это лакмусовая бумага, которая очень точно отражает степень влияния “решал“ на соответствующих министров, в чьей зоне ответственности находится то или иное предприятие. Если конкурс не срывают по надуманным поводам, если он проводится гласно, прозрачно, то, очевидно, у министра есть политическая воля противостоять давлению коррупционеров. А если нет – то нет.

Итак, разберем по косточкам три огромных предприятия 

Предприятие

Укрэнерго

Электротяжмаш

Артемсоль

Чем славно

Эксплуатирует магистральные и межгосударственные линии электропередач. Ведет диспетчеризацию объединенной энергосистемы страны. Естественный монополист.

Производитель тяжелых электромашин – двигателей, генераторов и т.п. Аналоги имеются далеко не во всех даже развитых странах. Уникальный производитель оборудования для АЭС, ГЭС, ТЭС, крупных предприятий

Добыча, переработка и расфасовка каменной, поваренной соли. Колоссальные запасы сырья.  Мощность – до 7 млн тонн соли в год. Стоимость при приватизации оценивается от 240 млн долларов.

Объем продаж за 2015 год

5 млрд 433 млн грн.(+75,4% к 2014 году)

1 млрд 200 млн грн( -20%  к 2014 году) *

Чистый дохол 40 млн долларов(131 млн долларов в 2013 году)

Полученная прибыль/убыток в 2015 году(до налогообложения)

800,9 млн грн( -1 млрд 228 млн грн – в 2014)

-53 млн грн (+84 млн грн – в 2014)*

EBITDA 6,5 млн долларов(27 млн долларов – в 2013)

Скандалы

C октября 2015-го врио директора “Укрэнерго“ назначен первый заместитель директора предприятия Всеволод Ковальчук, который заменил на должности Юрия Касича. Повод к смене менеджмента – многочисленные скандалы по поводу закупок товаров и работ по завышенным ценам. Особенно громким был скандал вокруг попытки закупить по завышенной цене “григоришинские трансформаторы“.

 

МЭРТ по итогам проверки ГП “Электротяжмаш“ в 2015 г. выявил схему выведения с предприятия средств через компании-“прокладки“. МЭРТ отстранило директора В.Глушакова и назначило и. о. первого заместителя. В январе 2016 года была попытка Глушакова взять предприятие под контроль по решению суда.

В 2014 году предприятие потеряло 178,4 млн грн в Актив-Банке. В том же году при каденции Дениса Фоменко был открыт депозитный договор на 1,2 млн долларов в банке “Финансы и Кредит“, который уже тогда был преддефолтным. Фоменко исполнял обязанности директора с декабря 2014 года по июнь 2015 против него открыто несколько уголовных дел. Расследование ведут детективы Антикоррупционного бюро. С декабря 2015 предприятие выводит из кризиса Владимир Доля

 

Слабые стороны предприятия

Высокая зависимость от ритмичности платежей от ГП “Энергорынок“, регулируемые тарифы

Высокая вовлеченность в российский рынок

Высокая вовлеченность в российский рынок, доминирование продукции с низкой добавленной стоимостью

Сильные стороны предприятия

Естественный монополист, есть перспективы экспорта.

Уникальные технологии, сильные позиции на рынках

Уникальная сырьевая база.

Имя нынешнего руководителя

Всеволод Ковальчук

Дмитрий Костюк

Владимир Доля

Статус нынешнего руководителя

Вр.И.о. экс-первый заместитель гендиректора

Вр. И.о. экс-первый заместитель директора

И.о. гендиректора

Ранее проводившиеся конкурсы

В августе 2015, в январе 2016. Без результата

8.12.2015-7.01.2016. Без результата

В сентябре и декабре 2015 года

Статус кадрового конкурса

Прием документов до 15 марта

Прием документов до 15 марта

2 марта закончен прием документов. 16 претендентов.

Перспективы участия нынешнего руководителя в конкурсе

Наверняка подаст заявку

Наверняка подаст заявку

Подал заявку

Сильные стороны действующего руководителя

Опыт работы на предприятии, провел закупки трансформаторов по конкурентной цене. Экономия составила 1 млрд грн по сравнению с ожидавшейся ценой

Опыт работы на предприятии, поддержка МЭРТ.

Наличие видения по стратегии развития предприятия и первые результаты ее реализации.

Опыт работы на предприятии, направленность на ликвидацию коррупционных схем и на развитие новых экспортных направлений. Наличие видения по стратегии развития предприятия

Слабые стороны действующего руководителя

Жесткое давление со стороны влиятельных политиков, отсутствие сильного политического прикрытия

Риски судебных исков со стороны предшественника

Отсутствие сильного политического прикрытия.

И что нам об этом думать?

Предприятие участвует в формировании «себестоимости» тех киловаттов, что мы оплачиваем и как физлица, и как собственники бизнесов. От эффективности менеджмента и общественного контроля зависят цифры в наших платежках. Основной канал утечки средств – коррупционные закупки – должен быть ликвидирован на системном уровне. Еще один вызов – программа интеграции украинской энергосистемы с энергосистемой стран ЕС.

Помимо сильного руководителя предприятие нуждается в сильной государственной поддержке для выхода на новые рынки. Новому руководителю придется налаживать не только прямые контакты с новыми потребителями, но и с госбанками – для получения гарантий по экспортным контрактам.

Еще  один вызов – кооперация с ведущими мировыми производителями энерго- и электрооборудования.

Новому руководителю придется продолжить быстрое наращивание экспорта на нероссийских направлениях, иначе предприятие не сможет вернуть утраченные объемы производства и прибыли. Работа в прифронтовой зоне требует особых усилий и навыков. Также придется активно развивать уже запущенную программу производства продукции с высокой добавленной стоимостью для рынка ЕС.

 Примечание :

* данные за январь-сентябрь

Первые открытые слушания кандидатов состоятся по “Артемсоли“ уже в марте. Как и во время предшествовавшего конкурса, будет организована прямая видеотрансляция на YouTube. Каждый из нас может виртуально присутствовать на отборе кандидатов. Слушания по кандидатам для предприятий МЭРТ( Укрэнерго, Электротяжмаш, Укрпочта, Укрзализниця и других – во второй половине марта, в начале апреля. Давайте следить за процессом, потому что деньги госкомпаний – это, на самом деле, деньги налогоплательщиков.

 

Главный редактор журнала “Деньги“ Александр Крамаренко



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK