Александр Крамаренко: Украина избавляется от дорогого угля

Наступающей зимой две трети потребляемых нами киловатт-часов будут поступать на предприятия и в наши дома с атомных электростанций. Это вот такой тихий рекорд – ничего похожего в Украине еще не было. Что этот рекорд для каждого из нас означает?
Александр Крамаренко: Украина избавляется от дорогого угля
energoatom.kiev.ua

Сразу после начала отопительного сезона в Украине без особой помпы объявили о рекорде - министр топлива и энергетики Игорь Насалик заявил о том, что в октябре атомная энергетика обеспечивает 60% поставляемой на рынок электроэнергии. И что зимой этот показатель будет доходить до 65%. Я знаю только одну страну с похожей структурой энергетики - Францию.

Читай также: Кабмин не предусмотрел ренту на уголь в госбюджете-2017

Но что это означает для Украины? Повышается ли риск веерных отключений? Не попадаем ли мы в новую зависимость от страны-агрессора - но уже не по части газа, а по части тепловыделяющих сборок (ТВС) для АЭС? Как быть с тем, что атомные реакторы не особо приспособлены к тому, чтобы в течение суток менять мощность - а потребление электроэнергии в течение суток плавает в очень приличных объемах?

И, наконец, как это повлияет на наши счета за электричество? И насколько безопасно форсированное использование атомной энергетики?

Попробуем отвечать по очереди.

Веерные отключения? В Минтопэнерго утверждают, что нынешние высокие объемы выработки электроэнергии на АЭС нужны для того, чтобы дать “отдохнуть” теплоэлектростанциям и собрать благодаря этому побольше угля на их складах. Судя по темпам наполнения угольных площадок, к концу октября на ТЭС соберут минимум 2 млн т угля - это меньше, чем требует премьер-министр на совещаниях в Кабмине. Но практически столько же, сколько удалось аккумулировать в октябре 2015 года.

Читай также: Утепляемся: Сколько украинцы будут платить за тепло

Если в какие-то недели зимой погода будет не слишком морозной, подобная тактика может использовать и тогда - ради растягивания запасов угля. А на время морозов будет запущены дополнительные мощности на тепловых станциях. 

За счет чего же растет сейчас удельный вес АЭС в энергобалансе? Ну точно не за счет появления новых реакторов – последний из свежепостроенных вступил в эксплуатацию 12 лет назад. Отдачу могут повысить более грамотная эксплуатация и повышение надежности. Явно нужны новые технологии и капиталовложения - это вопрос к госкомпании Энергоатом.

Ну и второй фактор имеет место быть - общее снижение энергопотребления в стране. Отчасти виновна война на востоке - там остановилось немало крупных предприятий-потребителей. Ну и снижение выработки на ТЭС при небольшом увеличении АЭС - вот нам и 60%. Правда, в теплое время 2014-2016 годов доля АЭС колебалась в пределах 47-50% - при похожем на нынешние объеме потребления. Нынешние +10-15% в доле АЭС имеют причиной таки отключение либо уменьшение выработки на работающих угольных энергоблоках.

Читай также: Украина может обойтись без поставок угля из зоны АТО - Насалик

Зависимость от поставки ядерного горючего из РФ? Да, Украина закупала и продолжает закупать ТВСы в России - эта зависимость досталась нам со времен СССР. ТВС - это не газ. Вот просто так поменять поставщика - невозможно. Потому что ядерный реактор - штука сложная, требующая знания и соблюдения специальных условий при смене топлива. Нужны исследования, опытная эксплуатация топлива от нового поставщика и т.п. Очень кстати, что в Украине энергетики озаботились альтернативой - с 2008 года действует контракт с американской компанией Westinghouse Electric Company. Первые пробные поставки начались в 2011 году и вот в 2016 доля закупок топлива у Westinghouse была доведена до весьма приличных величин. Если в 2015 году в РФ было закуплено топлива на 471 млн долл, а в Швеции, где находится предприятие Westinghouse, - на 33 млн долларов. За первые 7 месяцев 2016 года - на 157 млн долларов(РФ) и 67,2 млн долларов(Westinghouse, поставка из Швеции). То есть в текущем году только за январь-июль объем закупок альтернативного топлива был уже вдвое больше, чем за весь 2015 год. А будет еще больше - в конце августа 2016 года Энергоатом подписал соглашение с британско-немецко-голландськой компанией URENCO, одним из мировых лидеров по производству обогащенного урана для использования в энергетике. Это сырье будет использоваться Westinghouse при производстве ТВС для Украины.

Украине придется очень постараться, чтобы ликвидировать зависимость от российских поставщиков. В этих планах у Киева есть активная поддержка со стороны США, где находится головной офис Westinghouse.

Читай также: ДТЭК Энерго увеличила добычу угля

Например, в конце сентября по итогам визита в Киев министра торговли США Пенни Притцкер компания ГП Энергоатом и корпорация Westinghouse опубликовали совместное заявление о достижение договоренности о “партнерстве, которое обеспечит передачу технологий и информации для повышения безопасности и оптимизации эксплуатации АЭС Украины”. Вместе с г-жой Прицкер в Киев тогда приехали руководители Westinghouse для переговоров на высшем уровне.

Что из этого следует для украинских АЭС? Помимо поставок топлива, Westinghouse займется повышением безопасности эксплуатации, оптимизацией режимов работы и т.д.

Не прошло и трех недель после визита Прицкер и ее сопровождающих боссов-атомщиков, как в Украину с визитом приехал заместитель министра энергетики США Дэвид Молер. Интересно, что он отправился не на южно-Украинскую АЭС, где использует топливо от американской корпорации, а на Хмельницкую АЭС, где продолжается достройка третьего и четвертого энергоблоков(их пуск планировался на 2018 и 2020 годы). Судя по скупым сообщениям об итогах визита, поставляемые Украине современные технологии позволят, кроме всего прочего, обеспечить их работу энергоблоков в маневренном режиме.

Читай также: Кабмин будет наращивать мощности атомной энергетики

Тогда же была вновь озвучена информация, что финансирование проекта будет заниматься также Европейский банк реконструкции и развития. Это - хорошая новость, есть шанс, что обойдемся без “специальных надбавок к тарифу”. Напомню, что строительство сданных в 2004 году реакторы на Хмельницкой и Ровенской АЭС финансировалось за счет повышенных тарифов.

Работа энергоблоков АЭС в маневренном режиме - это именно то, что позволит увеличивать долю атомных станций в поставка электроэнергии на рынок. Как было сказано, в течение суток потребность в ней колеблется. Если доля АЭС в энергосистеме невелика, в “маневрировании” необходимости нет - с ним справляются специальные энергоблоки на тепловых электростанциях. Если же доля АЭС переваливает за 60-70% - нужны специальные меры. Вот их-то и обеспечит партнерство Энергоатома с  Westinghouse.

Повышение безопасности - это еще одна цель привлечение иностранных партнеров. Помимо американской корпорации в этом направлении Энергоатом применяет технологии и оборудование от немецкой IMI Bopp&Reuther, которая входит в европейский консорциум IMI Critical Engineering, а также корейская компания Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP), Skoda (Чехія) и другие.

Читай также: Нацкомиссия в сфере энергетики пояснила все про электроэнергию

Тарифы? Цена, по которой электроэнергия поставляется с АЭС на оптовый рынок - традиционно одна из самых низких. Увеличение доли АЭС в поставках на рынок означает вытеснение более дорогой электроэнергии от тепловых станций сжигающих дефицитный и дорогой уголь (не говоря уже о газе и мазуте). Так что рост доли АЭС - это хорошая новость для экономики. Например, во Франции, где на АЭС приходится 75% вырабатываемой электроэнергии, тарифы являются одними из самых низких в ЕС.

Значит ли, что впереди - никаких проблем, только радуйся рапортам Минтопливэнерго? Нет же, конечно. Атомщикам должно хватать денег не только на текущие расходы, но и на инвестиции: внедрение новых технологий и систем безопасности - удовольствие недешевое. Каждому из нас придется экономить и повышать энергоэффективность всеми возможными способами. Ну, это и так понятно.

Читай также: Энергонезависимость близко: Какое будущее у солнечных батарей в Украине

Но у меня напоследок есть действительно хорошая новость, вытекающая из роста доли АЭС на энергорынке. Я говорю о том, что резко вырастет стимул внедрять двухзонные тарифы на электроэнергию - с очень более низкой чем сейчас ценой на “ночное” электричество. Это позволит и поднять потребление ночью (например, на отопление), и сместить использование энергоемких устройств с дневного времени на ночное. А вот это уже способно сильно сократить счета за электричество - нам. А Энергоатому - выровнять нагрузку в течение суток.

Главный редактор журнала Деньги Александр Крамаренко

Текст является личной точкой зрения автора.

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK