Переключиться на мобильную версию

Александра Томашевская: Потеря покупателей и денег

Налоговый консультант, генеральный директор ООО Е.С.Консалтинг - о том, как новый механизм "отработки" фиктивного НДС парализует работу бизнеса.
Систему электронного администрирования НДС необходимо доработать
Систему электронного администрирования НДС необходимо доработать
depositphotos.com

С 1 июля 2017 года начнет работать на полную механизм блокировки регистрации НДС-накладных. И хотя пока он запущен лишь в тестовом режиме, ситуация с блокировками уже приобрела угрожающие масштабы.

Читай также: Налоги 2017: чего ждать малому и среднему бизнесу

Представители и Министерства финансов, и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики признают, что система электронного администрирования НДС не помогла полностью перекрыть незаконные схемы по этому налогу. Фиктивный налоговый кредит продолжает продаваться и покупаться уже с регистрацией в системе. И если частой практикой прошлого года была блокировка ключей ЭЦП, то трендом 2017 года будет блокировка “сомнительных“ налоговый накладных.

Зачем? По словам чиновников, без очистки электронного администрирования от схемного налогового кредита (скрутки и перепродажа импортного НДС) не сможет функционировать система автоматического бюджетного возмещения. Несмотря на то, что весь налог на добавленную стоимость уже предоплачен в бюджет живыми деньгами, на его возмещение автоматически денег все равно не хватает.

Правда, исчерпывающий перечень критериев “сомнительности“ пока не утвержден. По состоянию на 16 июня есть лишь проект приказа Минфина с длинным названием Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, и Перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Читай также: Нина Южанина: О налогах нужно говорить

Но если критерии пока только в виде проекта, то основания для регистрации налоговой накладной или отказа в такой регистрации уже закреплены постановлением Кабинета Министров от 29.03.2017 № 190.

Согласно методологии, предложенной Минфином, блокировка грозит именно поставщику товара или услуги. К примеру, предприятию пришла предоплата за товар. Товар пока не приобретен, но по дате первого события регистрация налоговой накладной - его обязанность. Предположим, что он как добросовестный налогоплательщик перечисляет шестую часть выручки на НДС-счет в Госказначействе и регистрирует налоговую накладную на предоплату. Взамен он рискует получить квитанцию об остановке регистрации налоговой накладной в ЕРНН, и фактическая регистрация накладной в срок не состоится.

В итоге, налогоплательщику грозит штраф в процентах суммы НДС, если он не успеет добиться разблокировки в сроки, предусмотренные законом для регистрации налоговой накладной (около двух недель).

Читай также: В Украине предлагают внедрить новую систему администрирования НДС

Кроме того, факт нерегистрации налоговой накладной не освобождает плательщика от обязанности декларировать налоговые обязательства. Сумма, отправленная на НДС-счет для регистрации налоговой накладной, спишется с казначейского счета в сроки уплаты налога по декларации, а после разблокировки налоговой накладной в системе потребуется снова пополнить НДС-счет в Госказначействе на ту же сумму.

Впрочем, времени на отстаивание своей добросовестности налогоплательщикам выделено достаточно: 365 календарных дней от даты возникновения налоговых обязательств. Но чтобы оспорить блокировку, потребуется устойчивая психика для разбирательств с ГФС и масса документов.

Договора и ВЭД-контракты, инвойсы, вся первичная документация, которая подтверждает получение и перемещение товара, банковские выписки, в отдельных случаях - подтверждение наличия трудовых ресурсов (доказательство, что есть люди в штате) и прочих возможностей проводить такие сделки. Копии документов следует подать заверенными, приложив пояснения и специальную таблицу данных (приложение № 1 к проекту приказа Минфина - Прим ред). Все бумаги будет рассматривать комиссия при ГФС. Риск для плательщика в том, что комиссия может прийти к выводу о недостаточности доказательной базы для подтверждения хозяйственной операции субъекта. Соответственно, накладная так и останется заблокированной. И оспаривать решение ГФС придется уже в суде.

Читай также: Кондитеры негодуют: реестр возмещения НДС работает только для избранных

Причем, пострадают от этого все участники сделок. Конечно, покупатель может прекратить закупать товары у плательщиков НДС, но иногда это невозможно. Сбор целого досье на контрагента тоже ничего не даст, так как это не повлияет на решения, которые будет принимать комиссия при ГФС. Прописывать в контрактах штрафы и компенсацию сумм потерянного налогового кредита по НДС? Очень несправедливо по отношению к поставщикам. Поэтому бизнесу с 1 июля стоит быть готовым к потерям. Как покупателей, так и денег.

Налоговый консультант, генеральный директор ООО Е.С.Консалтинг.

Текст является личной точкой зрения автора.

Комментариев (1)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Himik    23.06.2017, 14:16
Оценка:  0
Himik
Я бы слово "бизнес" в данном контексте в кавычки поставил.
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь