Переключиться на мобильную версию

Галина Мельник: Учет по новым правилам

Юрист юридической фирмы Ильяшев и Партнеры – о ключевых новшествах закона о бухучете.
Первым отчетным периодом станет 2019 год
Первым отчетным периодом станет 2019 год
depositphotos.com

В начале октября Верховная Рада приняла поправки в Закон Украины О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине, которые вступят в силу с 1 января 2018 года. Что несут в себе данные поправки?

Читай также: Налоги 2018: в чем скрываются две зрады и полторы перемоги

Во-первых, согласно измененному закону вводится электронный формат подачи отчетности и расширяется сфера обязательного использования международных стандартов финансовой отчетности (МФСО). Теперь МСФО обязаны применять предприятия, представляющие общественный интерес, публичные акционерные общества, предприятия, которые ведут деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

Предприятия, представляющие общественный интерес – новая категория. К ним относятся эмитенты ценных бумаг, которые допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, крупные компании. В свою очередь под крупными подразумеваются те, у которых балансовая стоимость активов превышает 20 млн евро, чистый доход от реализации продукции более 40 млн евро, а средняя численность работников свыше 250 человек.

Остальные предприятия, включая бюджетные учреждения, используют национальные стандарты бухучета, которые должны быть приведены в соответствие с МСФО и законодательством ЕС.

Первым отчетным периодом, за который бизнес будет подавать финотчетность по МСФО в электронной форме, станет 2019 год.

Во-вторых, следуя существующей в ЕС практике, вводится деление предприятий на микро-, малые, средние и крупные. Критерии деления – стоимость чистых активов, величина чистого дохода и количество работников. Практическое значение такой градации предприятий заключается, в частности, в том, что крупные обязаны применять МСФО. Малые и микропредприятия освобождаются от подачи отчета об управлении. Причем, данный отчет также является новацией закона о бухучете. Он содержит финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия, а также раскрывает основные риски в его деятельности. Отчет об управлении подается вместе с финансовой отчетностью. Средние предприятия имеют право не отражать в отчете об управлении нефинансовую информацию.

Читай также: Бухгалтера Нацполиции подозревают в растрате шести миллионов гривен

В-третьих, вводится обязанность всех предприятий раскрывать финотчетность в порядке доступа к публичной информации (то есть по запросу любого лица), а также “обеспечивать доступность финансовой отчетности для ознакомления физических и юридических лиц по местонахождению предприятия“.

Отныне прямо указано, что финотчетность предприятий не является коммерческой тайной, конфиденциальной информацией, информацией с ограниченным доступом, и на нее не распространяется запрет относительно распространения статистических данных.

Помимо этого, крупные и средние предприятия, предприятия, представляющие общественный интерес, а также финучреждения будут в обязательном порядке обнародовать на своем сайте в полном объеме годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением.

В-четвертых, ужесточаются требования к кадровой организации ведения бухучета. В частности, для предприятий, представляющих общественный интерес, теперь обязательно иметь бухгалтерскую службу с главным бухгалтером, в состав которой входит не менее трех лиц. У главного бухгалтера должно быть высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухучета и налогообложения не менее трех лет. При этом у него не могут быть непогашенные судимости за преступления против собственности и преступления в сфере хозяйственной деятельности.

В-пятых, измененный закон о бухучете отразил наработанный судебной практикой в налоговых спорах подход к первичным документам. В частности, закреплено положение, согласно которому несущественные недостатки в документах, которые содержат сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для признания операции недействительной. Но при условии, что такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, которое в ней участвовало, а также при условии, что документ содержит сведения о дате его составления, названии предприятия, от имени которого он составлен, о содержании и объеме хозяйственной операции.

Юрист юридической фирмы Ильяшев и Партнеры

Текст является личной точкой зрения автора.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 20 от 26 октября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 20 від 26 жовтня 2017 року українською мовою.

Комментариев (2)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Отсортировать по дате Вниз
гость № 2  (аноним)  10.11.2017, 00:12
Оценка:  0
гость № 2
Я тоже
гость  (аноним)  06.11.2017, 23:04
Оценка:  0
гость
нихеранепонял
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь