Владимир Дубровский: Два шага до финиша

Главный эксперт группы «налоговая реформа», старший экономист CASE Украина - о том, как добиться принятия закона о налоге на выведенный капитал
Владимир Дубровский: Два шага до финиша
dengi.ua

Ну, понеслась! Президент Украины 4 июля торжественно, на уже традиционной встрече с бизнесом, подписал многострадальный законопроект о налоге на выведенный капитал для его подачи в Верховную Раду. Решающий шаг сделан. Но это только начало финишной прямой.

Читай также: Порошенко внес в Раду законопроект о налоге на выведенный капитал

У реформы много врагов, которые не сидят сложа руки. Это и налоговики, теряющие возможность “кошмарить“ бизнес; и хитрые махинаторы, успешно уводившие и уводящие свои прибыли (а то и амортизацию) в оффшоры без уплаты налогов; и матерые, очень высоко оплачиваемые консультанты, которые помогают им строить и обслуживать «схемы». Все они относятся к крупному и очень крупному бизнесу, местами даже иностранному. Соответственно, имеют влияние, в том числе через послов своих стран.

Поэтому предстоит еще большая борьба, чтобы отстоять законопроект в том виде, в каком он был подготовлен рабочей группой, и дальше доработан авторами в сотрудничестве с АП и Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики с сохранением тех же принципов. Как мы знаем из предыдущего опыта, будут попытки ослабить или убрать ограничения для вывода в оффшоры, а если не удастся - то вставить “связь с хоз. деятельностью“, “ТЦО внутри страны“, отнесение всех платежей в пользу предпринимателей на едином налоге к “приравненным затратам“, “обычные цены“ при продаже неплательщикам НнВК (читай - малому бизнесу и НГО).

Читай также: Данилюк назвал угрозу от налога на выведенный капитал

Все подобные поползновения плохи не только сами по себе, но и потому, что они, чаще преднамеренно, чем нет, топят реформу. С одной стороны, правительству нужно смириться с мыслью, что не каждая мелкая “дырочка“ стоит того, чтобы ее заделывать. Все зависит от того, какие прямые затраты, какой объем администрирования, какие коррупционные риски такое заделывание несет. С другой - нужно отдавать себе отчет, что политически это критически важная, и потому особо сложная реформа.

Нужно будет убедить колеблющихся, нейтрализовать противников, и доказать свою правоту международным кредиторам. В частности, помочь Минфину окончательно оценить “дыру“ и сверстать бюджет с ее учетом - вопреки порочной практике последних двух лет, именно за счет сокращения расходов, а не путем введения дополнительных поборов. Разве что, навести порядок с уплатой налога на землю крупными плательщиками, а также с льготами, которые пораздавали местные князьки. На сегодняшний день, соавтор текста законопроекта Татьяна Шевцова подготовила, с участием коллег (в том числе - Минфина, а также автора этих строк) тщательный расчет всех возможных потерь бюджета. Они сводятся к цифре в 30 млрд гривен в первый год, из которых около 5 млрд гривен будет сразу же компенсировано за счет роста поступлений от НДС. То есть чистый эффект даже без учета детенизации составляет меньше 0,7% прогнозного ВВП.

Читай также: МВФ назвал условия для перехода к налогу на выведенный капитал в Украине

Иными словами, речь идет о масштабах, вполне сопоставимых с обычными депутатскими “хотелками“ и подарками им под елочку. В среднем за последние 15 лет бюджетные поступления по факту оказывались на 0,8% ВВП большими, чем прогнозировалось. А если не брать кризисные годы, то эта цифра вырастает вдвое, до 1,7%. Колебания поступлений, связанные с конъюнктурой мировых цен, урожаем/неурожаем, доходами разового характера, как, например, от спецконфискации - все это превышает по своему влиянию прогнозные недопоступления корпоративного налога. Напомню, что план по приватизации, например, не выполнялся никогда, а достигал 1% ВВП. И, кстати, в следующем году впервые имеет шанс быть выполненным благодаря новому закону. Поэтому, честно говоря, не совсем понятна такая глубокая обеспокоенность именно этой угрозой макрофинансовой стабильности.

Возможно, это связано с тем, что, если все получится, нужно не медлить с “перезагрузкой“ Государственной фискальной службы. НнВК создает для этого прекрасные условия. И боюсь, налоговики сделают все возможное для того, чтобы скомпрометировать идею, которая им поперек горла. Кстати, вот после такого дублета можно будет, наверное, объявлять и “нулевое декларирование“, хотя (во всяком случае - в обозримом будущем) без “косвенных методов“. Но у такой реформы есть очевидные и очень мощные враги, которые делают все возможное, чтобы налоговую оставили в покое, позволили сохранить старые кадры и отделаться косметическими изменениями.

Читай также: Всемирный банк призвал Украину воздержаться от налога на выведенный капитал

К счастью, в послереволюционные годы сложились достаточно сильные объединения не только иностранного, но и отечественного среднего бизнеса, который устал от “решалова“ и требует прозрачных правил игры. НнВК и неотделимая от него перестройка ГФС - одни из главных условий для этого. Увы, в этих вопросах ни МВФ, ни послы «семерки» реформаторам особо не помогут, хорошо бы не мешали.

Владимир Дубровский

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK