Переключиться на мобильную версию

Александра Томашевская: Встретят у кассы

Налоговый консультант, генеральный директор ООО Е.С.Консалтинг - о том, как проверяющие вынуждают предпринимателей откупаться от "нарушений" кассовой дисциплины.
Александра Томашевская
Александра Томашевская
dengi.ua

Проверки кассовой дисциплины, которые проводит Государственная фискальная служба, считаются самыми “результативными“. Какого-то конкретного плана поступлений в случае проведения такой проверки нет, так как нельзя запланировать объем возможных нарушений налогоплательщиков. Но у инспекторов, проверяющих кассу, есть определенные, скажем так, ожидания. И чаще всего эти ожидания в результате оправдываются.

Читай также: Александра Томашевская: Включайтесь, иначе обойдутся без нас

Номер один - это фактические, то есть внезапные, проверки кассовой дисциплины. Одна из причин их “популярности“ - непомерные штрафы. Например, от 8,5 до 17 тыс. гривен за отсутствие POS-терминала или за проведение операции на сумму свыше 50 тыс. гривен с одним физическим лицом в течение дня. Высокие админштрафы установлены и за другие нарушения. За неоприходование или несвоевременное оприходование денежных средств, за формальное несоответствие записей в книгах или кассовых ордерах, и т. д. В этом случае санкция уже составит от 100% до 500% суммы нарушения. И если с ошибками в оформлении прошел значительный объем, штрафов накапает на миллионы.

Так что с ревизорами налогоплательщики как добросовестные, так и не очень вынуждены договариваться. Хотя добросовестным быть дешевле. Если кассовая документация в целом в порядке, можно говорить о 300-500 долларах (речь о “расценках“ в столице). Эта же стратегия работает, когда документы совсем не в порядке. Но тогда уже надо как в игре “Поле чудес“ говорить: “Вы берете приз, и мы не открываем черный ящик!“.

Читай также: НБУ изменил порядок ведения кассовых операций

Для тех, кто рискнул дать документы на проверку без предварительной подготовки, сюрприз может быть неприятным. Законодательство о кассовой дисциплине довольно запутанное, многие нормы описаны расплывчато, и даже очень опытные бухгалтеры делают ошибки. Кроме того, мы сталкивались на практике с откровенным блефом, когда инспектор ссылается на несуществующий пункт постановления Национального банка или инструкции ГФС и, закатывая глаза, описывает перспективы взыскания огромных санкций. Слабохарактерные предприниматели ломаются и “приходят к компромиссу“ на сумме от 30 до 50 тыс. гривен, считая это удачной экономией.

Но то ли еще будет, когда сотрудники налоговой службы начнут контролировать фискализацию расчетов через Интернет. Да, сейчас это не предмет проверки, но законодательство в этой части находится в разработке.

Возникает резонный вопрос: не лучше ли обжаловать санкции в суде? Иногда - да. Грамотный бизнесмен будет готов идти сложным путем и отстаивать свою правоту. Но есть нюанс. При подаче иска необходимо уплатить государственную пошлину в размере 1,5% суммы иска. Зная, что плательщик отправится в суд, фискалы пишут нарушения, что называется, по полной. Получается, за удовольствие обжалования нужно уплатить десятки тысяч гривен и вдобавок гонорар адвокатам. Но ведь если договориться прямо на месте, сумма будет примерно та же, а время и, самое главное, нервы - целее. К тому же, принимать решение обычно приходится быстро, и чаще всего перевешивает скорость избавления от проблем.

Читай также: Какой банк выбрать бизнесу

При этом коррупционный круг замыкается. Почему так происходит? Налоговые органы в реформе законодательства не особо заинтересованы, а бизнес не знает, как должен выглядеть простой и понятный порядок кассового документооборота, чтобы не подвергаться больше подобным санкциям.

Хотя все довольно просто: нужно убрать из текста нормативных актов принцип формального подхода. Нельзя допустить, чтобы одинаковая ответственность применялась к субъекту, который полностью игнорирует требования законодательства о кассовой дисциплине и не выдает кассовые документы покупателям, и к субъекту, который все проводит и оформляет, но ошибся, скажем, в дате документа. Сейчас выходит, что и первый, и второй заплатят пятикратный штраф. Но тогда добросовестный бизнесмен спросит себя: зачем выполнять все требования законов, если можно их игнорировать с тем же результатом? Именно поэтому действующее законодательство является антистимулом его соблюдения, и без его реформы мы с места точно не сдвинемся.

Александра Томашевская

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь