Олег Петриченко: Бенефициарный маразм

Предприниматель – о том, как закон о борьбе с отмыванием денег создал огромную проблему для миллиона украинских компаний.
Олег Петриченко: Бенефициарный маразм
Олег Петриченко / Деньги.ua

В конце 2019 года Владимир Зеленский подписал закон № 361-IX, последствия которого многие украинцы впервые ощутили уже весной 2020 года, когда внезапно обнаружили, что без идентификации личности нельзя сделать платеж, денежный перевод или пополнить банковскую карту физлица на сумму более чем 4999,99 грн. Но закон не ограничивается лишь этим нововведением, а поэтому продолжает, мягко говоря, удивлять по сей день. И в будущем он также будет приносить неприятные сюрпризы, поскольку многие его нормы вступают в силу поэтапно.  

Читай также:

Одна из таких норм касается первичной подачи сведений о конечных бенефициарных владельцах (КБВ) юридических лиц. Срок для предоставления таких данных истекал 10 октября 2021 года. Данные сведения нужно было подавать регистратору, указав конечных бенефициаров и схему структуры собственности. При этом необходимо предоставить нотариально заверенные документы, подтверждающие всю эту информацию.

В дальнейшем, согласно закону, такие сведения нужно будет подавать ежегодно с привязкой к дате создания юрлица либо при изменениях в структуре собственности или КБВ. В случае невыполнения в срок вышеуказанных требований, предусмотрен штраф в размере 17 тыс. – 51 тыс. грн. Можно только представить, сколько работы теперь добавится регистраторам и нотариусам, ведь в Украине более миллиона компаний! Даже если не учитывать случаи изменения в структуре собственности или КБВ, просто ежегодное предоставление такой информации в среднем требует 4000 обращений к регистраторам каждый рабочий день.

Но вернемся к проблеме первичной подачи сведений о КБВ. Естественно, что по мере приближения к дедлайну образовались огромные очереди. Кроме того, процедура оказалась настолько сложной, что, с одной стороны, регистраторы сами не понимают, как это должно выглядеть, а с другой стороны – презентация Министерства финансов с примерами схем структуры собственности получилась на целых 54 слайда.

В итоге по состоянию на 6 октября лишь 171 333 юридических лица из более чем миллиона успели предоставить всю необходимую информацию. Реакцией на это стал пост в Facebook министра юстиции Дениса Малюськи, в котором он написал, что "переживать не стоит, штрафов не будет, поскольку очевидно, что большинство юрлиц физически не успеют подать все необходимые документы". Это само по себе уже удивительное явление, когда министр юстиции своим постом в социальных сетях "отменяет" норму о штрафах в принятом парламентом и подписанном президентом законе. Кроме того, в будущем мы бы увидели эпическую картину, как сотни тысяч людей бегут в суды с распечатанным постом Дениса Малюськи, а суды, как под копирку выносят решение о том, что "пост в Facebook не отменяет действие закона"...

Читай также:

Но, к счастью, 8 октября парламент отсрочил на 9 месяцев, до июля 2022 года, дедлайн по подаче сведений о КБВ. В итоге, депутаты героически решили проблему, которую сами же и создали. Правда, не решили, а отсрочили. И учитывая сложность процедуры и количество юрлиц, зарегистрированных в Украине, вполне может быть, что через 9 месяцев коллапс повторится. 

Отдельно стоит сказать о ситуации с общественными и благотворительными организациями. Как бы странно это ни звучало, но они тоже попадают под действие этого закона. Парадокс в том, что бенефициарами в общественной организации могут считаться те, у кого 25% или более голосов. То есть если в такой организации более четырех человек, то уже и бенефициаров в ней нет. Но не все так просто. В уже упомянутой выше презентации Минфина есть пример для общественных и благотворительных организаций, где сказано, что нужно указать всех членов данной организации, а бенефициаром считается ее глава. Лично мне абсолютно непонятно, как весь этот административный маразм, очереди к регистраторам, потерянное время и миллионы заверенных бумажек помогут бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма и распространения оружия массового поражения, для чего, собственно, и принимался закон № 361-IX?

И напоследок: 17 мая 2021 года президент Владимир Зеленский торжественно заявил о том, что "с 24 августа Украина входит в режим paperless". Но уже в октябре вся страна осознала, что более чем миллиону юрлиц ежегодно нужно бегать по регистраторам с кучей нотариально заверенных бумажек. Кроме того, практически во всех случаях, кроме ведущей в иностранные юрисдикции цепочки юрлиц, вся необходимая информация о КБВ уже имеется в госреестрах. Но, видимо, наши "слуги" решили, что отчетности много не бывает. Ведь чем еще заниматься украинскому бизнесу, кроме как этой беготней с бумажками?

Ранее Зеленский подписал закон о создании Бюро экономической безопасности. 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK