Александр Кацуба: Точка нуля: как бизнесу и государству прекратить видеть друг в друге врага?

Нужен новый формат отношений.
Александр Кацуба: Точка нуля: как бизнесу и государству прекратить видеть друг в друге врага?
Александр Кацуба, украинский предприниматель, эксперт в сфере энергетики, владелец компании АЛЬФА ГАЗ / Фото из личного архива автора

В последние месяцы очень часто в СМИ и соцсетях всплывают истории о приходе правоохранителей из разных ведомств к предпринимателям. По земельным вопросам 10-15-летней давности, по хозяйственным спорам, которые давно забыли все их участники, по заявлениям конкурентов и даже россиян. Здесь следует понимать, что далеко не все претензии государства к бизнесу — необоснованные, как и наоборот — часто государственные органы, правоохранители и суды злоупотребляют собственными полномочиями и властью. Особенно во время полномасштабного вторжения.

Чтобы решить проблему глобально, нужно определить ее содержание. А в нашем случае у нее есть несколько компонентов: сложная история формирования рыночной экономики в Украине, противоречивые нормы законодательства — особенно с 90-х и вплоть до начала 10-х, реальные проблемы с судопроизводством, желание государственной системы и общественного мнения рассматривать бизнесменов как аферистов и мошенников.

Ярким сочетанием всех 4 проблем является большинство "дел", которые касаются, например, земельных вопросов. Украинское земельное законодательство, полное постоянно менявшихся противоречий и сомнительных норм, а также традиция "выделения земли" через решения органов местного самоуправления или волей отдельного чиновника, которая всегда содержала в себе массу коррупционных рисков, сделала каждого предпринимателя априори виновным. В результате с вопросами по земле могут прийти абсолютно к любому — и к крупному бизнесмену, и даже к человеку, получившему землю для собственного дома в любом украинском селе.

Последние 30 лет, с момента, как Украина отошла от социалистической плановой экономики и начала строить рыночную, вопросы выделения земли, вопросы получения разрешения на застройку, ввод объекта в эксплуатацию и любые другие операции всегда сопровождались либо бесконечным процедурным адом, либо запросами от государственного аппарата на "быстрое решение вопроса". И оба пути — и легальный, и нелегальный — содержали схожие для бизнеса риски: к вам могут возникнуть вопросы, даже если лично вы ничего не нарушили, а вопрос есть к предыдущему владельцу. Кроме того, даже учитывая, что на каждом этапе ваши действия согласовывает кто-нибудь из госслужащих, к вам могут возникнуть вопросы: за полученные государственные документы на право собственности, за полученное от государства разрешение на строительство, за полученные заключения государственной экспертизы. В итоге именно к вам как бизнесмену или просто владельцу может прийти страж порядка и сказать: здесь что-то было сделано неправильно, и виноват в этом ты. Даже если это были дела предыдущего владельца с уже не работающим чиновником.

К сожалению, все это касается не только земли или недвижимости. Стереотип “предприниматель всегда виноват” очень хорошо укоренился и в части общественности, и в значительной части государственной системы. И хотя я далек от того, чтобы считать украинских предпринимателей святыми (это далеко не так), но без экономики не будет ничего, без бизнеса не будет экономики, без нормальной правовой среды и нормальных условий работы не будет бизнеса.

Каково решение этого вызова? Оно состоит, я считаю, из двух элементов. Первый — создание фундаментальных институций, гарантирующих честную оценку законности или незаконности работы бизнеса в будущем. Второй — то, на что у нас многие годы не могут решиться — перевернуть страницу всех решений прошлых десятилетий.

Первый элемент – это, в первую очередь, о судебной реформе. Потому что без суда любая качественно прописанная процедура всегда будет находиться под риском атаки недобросовестных конкурентов или недобросовестных правоохранителей. Но о судебной реформе и вообще европеизации наших законодательства и государственной системы написано достаточно. Поэтому считаю целесообразным обсудить второй инструмент — отказ на уровне государства и общества бесконечно возвращаться к делам 10-20-30-летней давности.

Да, речь идет об условной амнистии для всей экономической и имущественной деятельности граждан Украины в предыдущие десятилетия. Давайте сделаю важную ремарку: речь не об уголовных преступлениях, не о коррупции и не о государственной измене. Речь идет о том, чтобы признать, что правила работы украинской экономики и украинского государства в период становления независимости были слишком несовершенны, украинский государственный механизм работал очень плохо и у граждан (для бизнеса, для наемных работников, для кого-либо) не было фактической возможности одновременно и работать, и не нарушить ни один из противоречивых законов и нормативов. В итоге фактически вся экономика Украины при большом желании может быть объектом атаки, намеренно или ненамеренно.

Разобраться в сотнях тысяч актов на выделение земли, в десятках тысяч разрешений и решений органов местного самоуправления, разрешить все споры и при этом не сломать то, что работает, невозможно. Поэтому любые попытки разобраться в прошлом обречены на избирательность, обвинение в политизации или в других формах дискриминации.

Если выбирать точку, от которой вести учет с нуля, то она у нас уже есть — это 2022 год. Я убежден, что если провести амнистию хозяйственных (и имущественных, и налоговых, и всех прочих) нарушений, а также зафиксировать права собственности по состоянию на 2022 год (кроме российского бизнеса) как неприкосновенные, мы сможем постепенно выйти на новый формат отношений государства (правоохранителей и судов) с бизнесом.

Новый формат отношений — если хотите, общественное соглашение — между бизнесом и государством после амнистии должен предусматривать следующее:

  1. Бизнес добросовестно платит налоги и помогает силам обороны победить Россию.
  2. Правоохранители не останавливают деятельность бизнеса и несут ответственность, если оказывают необоснованное давление на бизнес.
  3. Государство идет по пути завершения судебной реформы и убирания из законодательства максимального количества противоречивых норм.

Если пролистать страницу давно прошедших десятилетий и сосредоточиться на том, чтобы жить и взаимодействовать цивилизованно здесь и сейчас, у украинского бизнеса будет больше возможностей для развития экономики, а у государства — меньше обоснованных и необоснованных вопросов к предпринимателям. Это в общих интересах всех украинцев.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK