Переключиться на мобильную версию

Половину воруют «свои» – как с этим бороться?

Назад к разделу
Одним из самых существенных рисков в работе любой организации является риск мошенничества персонала.

Особенно остро данная проблема проявляется в финансовых организациях. Постоянно в сводках новостей можно встретить информацию о том, что в каком-то финансовом учреждении сотрудники отделения украли депозиты, или о том, что без ведома клиентов на них оформили кредиты. Такая ситуация возникает при одновременном наличии двух факторов: возможности провести мошеннические действия и желания персонала это сделать. В этой публикации мы рассмотрим проблему, как предотвратить мошенничество со стороны персонала.

В первую очередь, в ликвидации данной проблемы заинтересованы владельцы компании.

Если с самого старта бизнеса в организации не выстроить механизмы противодействия мошенничеству персонала, то потери могут оказаться для нее просто катастрофическими. Масштабы проблемы с каждым днем будут нарастать. И рано или поздно наступит закономерный финал – последствия мошеннических действий просто уничтожат организацию.

Самые свежие исследования свидетельствуют, что в странах ЕС более 50% случаев мошенничества в организациях было связано именно с действиями персонала. Вот, например, некоторые из наиболее распространённых схем в коммерческих банках Украины:
1) клиенту при оформлении кредита говорится, что ему отказано, а сотрудник сам забирает товар или кредитную карточку;
2) кассир забирает деньги из хранилища;
3) операционист самостоятельно расторгает депозитный договор клиента и перечисляет себе на счет (иногда, чтобы клиент не заметил пропажи денег, ежемесячно перечисляют деньги как оплату процентов).

Кажущаяся примитивность мошеннических схем не должна успокаивать – при наличии среди персонала сговора и системы, потери могут быть вполне масштабными. Естественно, покрывать нанесенный ущерб обычно приходится самому финансовому учреждению. Если виновные будут уличены в преступных действиях, то их попробуют заставить вернуть украденное. Но, как правило, возвращение затягивается очень надолго. К тому же процесс преследования мошенников – это отдельная и немалая статья расходов финучреждения.

Так что же необходимо делать, чтобы преодолеть данную проблему? Как предотвратить даже отдельные случаи мошенничества, не говоря уж о том, чтобы сделать невозможной создание системы воровства денег персоналом?

Задача 1
Прежде всего – нужно ликвидировать даже слабое желание персонала попытаться совершить мошеннические действия. Очень полезно периодически знакомить персонал с информацией о выявленных случаях мошенничества и мерах, которые были приняты к нарушителям. Персонал должен быть уверен: при любой попытке воровства с его стороны неизбежно последует незамедлительное наказание со стороны руководства.

Задача 2
Нужно выстроить операционные процессы так, чтобы убрать саму возможность мошеннических действий персонала. Контроль, обратные связи, IT-системы для фиксации действий персонала – все это непременные атрибуты эффективного финансового учреждения.

В любом случае, во взаимоотношениях с персоналом надо помнить известную фразу, которую так любил Рональд Рейган: «Доверяй, но проверяй».

В дополнение к сказанному, следует помнить, что руководство многих организаций фактически провоцирует сотрудников, создавая условия для мошенничества. Этому вопросу будет посвящена следующая публикация.

Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь