Самыйглавный инвестиционный менеджер Украины (и глава Госинвестпроекта посовместительству) Владислав Каськив раззвонил прессе о том, что создаетэкспертную группу для отбора наиболее перспективных площадокстроительства 10 индустриальных парков.
Простотахуже воровства. В любом деле, прежде всего, требуется профессионализм. Вворовстве бюджетных денег он тоже требуется, как ни странно. Хотя бы в планеграмотного камуфляжа перед обществом. Но когда вот так? В наглую, никого небоясь, и ни от кого не скрываясь?
Не знаю,кому как, а лично мне все то, чем занимается ведомство Владислава Каськива,напоминает надувание мыльных пузырей.
Каждоеначинание Государственного агентства по инвестициям и управлению национальнымипроектами раздувается в этакий радужный шар, обрастающий законами,постановлениями Кабмина, созданиями рабочих групп, проведениями по всему мируза бюджетные деньги роуд-шоу,сотрясениями воздуха, публикациями в прессе, радостными релизами об увереннойпоступи "покращення".
Жальтолько, что все эти прожекты на самом деле не что иное, как тоненькая пленкавокруг абсолютной пустоты. Вроде все красиво, а коснешься его, вникнешь в тему– хлоп, а перед тобой только маленький кусочек мыла и пальцы в чем-то неприятносклизком.
В штатетолько одного центрального аппарата работают более 170 специалистов, не считая27 региональных центров и 13 государственных предприятий по управлениюнациональными проектами. У руководителей департаментов весьма убедительныерезюме (на сайте Госагентства есть PDF файл zvit_2011 с достаточной информацией). Простой вопрос – чем они там все занимаются?
Не такдавно только ленивые не обсуждали феерическую по своей тупости ситуацию спроектом LNG-терминал и пресловутым лыжным инструктором.
Теперьперед нами раздувают пузырь создания индустриальных парков. 4 сентября прошлогогода вступил в силу ЗУ "Про индустриальные парки". Откровенные ляпыиз законопроекта все-таки частично убрали. Земельный Кодекс тоже подправили,позволив управляющим компаниям избежать обязательных аукционов на право арендыземли.
Но какоголешего в реестр индустриальных парков (то бишь, рассчитывающих на хоть какую-тогосударственную поддержку) могут вноситься проекты при условии, что наземельном участке отсутствует целостный имущественный комплекс? Как объяснилпан Каськив, так сделали, чтобы к пирогу государственных льгот не моглипримазаться работающие предприятия.
Других рычагов контроля никакнельзя было придумать? Нет?
Интересно,а в курсе ли Владислав Владимирович, что по определению ЦИК в украинском законодательствеприсутствует серьезная коллизия? А понятие ЦИК в обладающем большей юридическойсилой ЗУ «Об аренде государственного и коммунального имущества», мягко говоря,не корректно (ибо завершенный цикл производства – слишком уж растяжимоепонятие).
Что мы имеем в итоге?
Моякомпания () недавно разрабатывала бизнес-планиндустриального парка по заказу одной районной администрации.
Оченькраткий вывод. При самом оптимистичном прогнозе, где управляющая компанияполучает доходность не только с аренды площадей, но и всевозможных услугучастникам парка, инвестиционные капитальные затраты настолько высоки, что дажепри гипотетической стоимости денег Libor+1% операционные расходы будутстабильно превышать доходы. То есть, средневзвешенный проект строительстваиндустриального парка общей площадью 20Га есть стабильно убыточным.
При этомситуацию не спасает ни отмена таможенных пошлин на ввоз оборудования, нивозможные льготы и преференции по налогу на прибыль (которых сейчас еще нет),ни даже государственные беспроцентные кредиты и целевое финансирование поинженерному обустройству объекта.
Единственныйприемлемый выход – вернуться к формату brownfield, то есть создаватьпромышленные кластеры на базе существующих промышленных комплексов.
Такимобразом значительно снижаются капитальные затраты, уменьшается кредитнаянагрузка, а при грамотном подходе достигается приемлемая экономическаяэффективность.
Стоит ещеотдельно упомянуть достаточно интересный, и как для меня, необъяснимыйфакт повального игнорирования таких,вроде бы элементарных вещей как наличие квалифицированного кадровогопотенциала, транспортной инфраструктуры, логистических издержек приэкспортно-ориентированных производствах, прочее.
Пока жеГосинвестпроект стирает на калькуляторах кнопки, подсчитывая будущие дивидендыс тех $8 млд. прямых инвестиций, которые их руководитель торжественно пообещалв прессе.
Чем и какони считали эффективность в том Государственном Агентстве по инвестициям– я не знаю. Ну, их руководитель ведь величайший инвестиционный менеджервсех времен и народов! Вон, даже с лыжным инструктором миллиардные договоразаключает. Куда уж нам, сирым?
Кстати, вот ответственно заявляю. Со всем, чем сейчас занимается Госинвест, могла бы гораздо качественней и результативнейсправиться одна, относительно небольшая инвестиционная, проектноориентированная компания. Причем, бюджет был бы несоизмерим с тем, который онитратят на себя. Уже не говоря про бесконечные разъезды по всему шарику сосвоими бестолковыми инвестиционными роуд-шоу
Уверен,вся эта эйфория скоро рассеется и никто из частных инвесторов по своей воле вчистом поле никакие технопарки строить не будет. Никто сейчас не задумываетсянад тем, а зачем они вообще нужны? Построить, а потом думать об ихпрофиле? Единственное, что логично укладывается в картинку – это зоныэкспортного производства (потому что никаких импортозамещающих производств втаких кластерах быть не может по определению).
Похоже,кончится это (если кончится) именно бюджетным строительством нескольких большихобъектов (ну конечно, украдут 50% сметы себе в карман), в которых впоследствиибудет повторена история азиатских «потогонок».
Можнопредположить, что искусственное создание иностранным инвесторам привлекательных для них условий будет решаться не только за счет снижениястоимости рабочей силы. Что им может быть интересно? Свободный вывоз капитала иупрощение трудового, налогового, природоохранного законодательства. Им будетинтересно здесь работать тогда, когда не будет ни КЗоТа, ни профсоюзов, нисоциальных гарантий, ни ответственности работодателя за нарушение норм охранытруда.
Перваяласточка уже была в виде отмены пошлин на инвестиции в виде основных фондов. Заней наверняка последуют и другие.
Наивнодумать, что европейские инвесторы приносят с собой европейские стандарты ипривычную для них социальную трудовую культуру. Потому-то они и переносятпроизводства из США , Франции, Германии на Филиппины, Индонезию или во Вьетнам.Только не стоит забывать о том, что в том же Вьетнаме труд низкоквалифицированного рабочего стоит еще дешевле, чем в Украине.
Нашим«покращувачам» еще есть, над чем работать, раз уж так хотят привлекать западныеинвестиции. Можно минимальную заработную плату снизить, скажем, до 500грн. Ачего стесняться? Кому не нравится – «досытьскиглиты, берите лапату и капайте капусту (с)».
Складываетсясовсем нерадостная перспектива превращения страны в индустриальное гетто скошмарными условиями труда за копейки. А когда они введут свободную продажусельскохозяйственной земли с легко обходимыми ограничениями, то для того, чтобывыжить, слово «эмиграция» будет уже неуместно. Скорее – срочная эвакуация.
Андрей Стадник
Эксперт поуправлению проектами и инвестиционному менеджменту.
Координатор


