Налоговые нововведения: чего ждать

Вчера Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту принять за основу проект закона об усовершенствовании системы местных налогов и сборов. Нововведения довольно интересные. Так, законопроектом предлагается с 1 июля 2009 года отменить девять местных сборов и 4 общегосударственных налогов и сборов. В частности: сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор с владельцев собак; сбор за право использования местной символики; сбор за право проведения кино-и телесъемок; сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей; налог на промысел; гербовый сбор; сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; сбор в Государственный инновационный фонд. Как указывалось на заседании Комитета данные сборы сегодня фактически не осуществляются.
Проектом предлагается также с 1 июля 2009 года перевести из состава общегосударственных до местных налог на недвижимое имущество (недвижимость), отличное от земельного участка, плату за землю и плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности, которые устанавливаются отдельными законами.
На заседании Комитета отмечалось, что с учетом отмененных и новых до местных налогов и сборов принадлежать: налог за место для парковки транспортных средств; налог на недвижимое имущество (недвижимость), отличающееся от земельного участка; плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности); плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; рекламный сбор; туристический сбор; рыночный сбор; ярмарочных сбор.
На наш взгляд, предложение об отмене таких сборов, как сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за право проведения кино-и телесъемок; сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей, является подходящим, поскольку администрирование таких сборов является сложным, а поступления от них в местные бюджеты незначительны. Одновременно статьей 4 проекта предлагается новый перечень местных налогов и сборов, однако убедительного обоснования относительно необходимости внедрения именно предлагаемых проектом видов налогов и сборов не приведено.
Кроме того, не смотря на интересные новшества нам кажется не проработан четко механизм. Согласно пункту 1 статьи 3 проекта порядок взимания каждого вида местных налогов и сборов должен содержать информацию не только относительно плательщиков и налоговых агентов местного налога или сбора, объекта налогообложения местного налога или сбора, ставок местного налога или сбора и другие вопросы, связанные с налогообложением местного налога или сбора. На наш взгляд, для избежания возможности осложнения процедуры администрирования того или иного налога целесообразно именно в этом законе определить исключительный перечень вопросов, которые должны быть урегулированы положениями о порядке взимания налогов.
Согласно проекту «налог за место для парковки транспортных средств» должны уплачивать юридические лица и физические лица - предприниматели, которые в соответствии с решением о местных налогах и сборах организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на специально отведенном месте. В то же время, в проекте никоим образом не определяется в каком порядке будут платить именно владельцы автотранспорта за парковку на специально отведенных для этого местах.
Проектом предлагается принципиальное изменение порядка взимания рыночного сбора. В частности его должны платить владельцы или арендаторы рынка. Введение предложенного проектом порядке взимания налога является положительным моментом, поскольку его администрирования является более прозрачным и уменьшает возможность уклонения от его уплаты. Вместе с тем, отдельные положения механизма взимания налога требуют уточнения и дополнительного обоснования.
Предложение пункта 5.2 статьи 5 проекта, согласно которой «если на территории органа местного самоуправления расположено несколько плательщиков рыночного сбора, то ставки рыночного сбора для каждого из его плательщиков должны устанавливаться таким образом, не нарушает правила справедливой конкуренции», требует более подробного обоснования, поскольку при практическом применении (в случае принятия этого закона) может трактоваться неоднозначно. К тому же следует обратить внимание на требования статьи 1 Закона Украины «О системе налогообложения», которым предусмотрено, что ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении, Возможно было бы логическим в законе определить способ установления ставок рыночного сбора в указанном случае. К тому же введение такого предложения приведет к тому, что в каждом населенном пункте будет действовать своя методика определения рыночного сбора «способом, который не нарушает правила справедливой конкуренции».
Также неоднозначно может трактоваться предложение подпункта 2.4 пункта 2 статьи 8 проекта, в соответствии с которой объектом налогообложения рыночным сбором является «рынок, который от своего имени и на свой риск осуществляет торговлю товарами (услугами) на торговых местах, расположенных на его территории, не включает площадь таких торговых мест до объекта налогообложения ».
Требует подробного обоснования предложение подпункта 4.3 пункта 4 статьи 8 проекта, которым с целью поддержки правил добросовестной конкуренции плательщиком рыночного сбора предлагается возложить обязанность производить «рыночный сбор» (кроме рынков) также на «торговые центры, торговые дома, супермаркеты и т.д.». Считаем необходимым четко определить круг лиц, которые являются плательщиками рыночного сбора, поскольку неясно, например, является ли таким плательщиком владелец магазина, который сдает в аренду лишь часть торговой площади.
Таким образом, хочется отметить что при определенной доработки этого законопроекта наше государство в принципе может улучшить налоговую политику Украины что должно благоприятно сказаться на всех сферах экономики.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK