Украине грозит подорожание топлива

Украине грозит подорожание топлива
kyivpost.com

С июля Россия на 40% сократила поставки нефти в Беларусь. Вместо запланированных 5,8 млн тонн в третьем квартале в эту страну экспортируют 3,5 млн тонн. Остальной объем Москва перенаправит в другие страны.

Беларусь - крупнейший поставщик нефтепродуктов в Украину. По данным Госстата, в прошлом году она поставила на наш рынок около 50% всех нефтепродуктов - 3,1 млн тонн. В первом квартале этого года белорусы нарастили долю до 73% - 1,4 млн тонн.

Читай также: Украина готова продлить зеркальные санкции в ответ на эмбарго РФ

Снижение поставок российского сырья автоматически приведет к сокращению производства нефтепродуктов двумя белорусскими заводами - Мозырьским и Новополоцким НПЗ, которые снабжают половину украинского рынка. 

ЛІГА.net выяснила, как повлияет на Украину нефтяное эмбарго для Беларуси и стоит ли украинцам ожидать очередного подорожания топлива.

Нефть в обмен на газ

Вице-премьер России Аркадий Дворкович объявил о сокращении поставок нефти в Беларусь 16 июня. Спустя две недели эту информацию подтвердила российская Транснефть. Причина - задолженность Беларуси перед Газпромом за природный газ. Минск и Москва спорят по поводу цены на топливо с начала этого года. Беларусь добивается снижения стоимости cо $132 до $73 за 1 000 кубометров. Решения пока нет, стороны продолжают консультации. 

Читай также: Путин продлил продуктовое эмбарго против Запада

Изначально Россия планировала поставить в Беларусь в третьем квартале 5,76 млн тонн нефти. Из-за газового конфликта этот объем снизится на 40% - до 3,5 млн.

Для Украины Беларусь - основной источник поступления нефтепродуктов. В стране с 2013 года работает только один Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Укртатнафта), который покрывает не более 15-25% потребностей рынка в зависимости от загрузки. Остальной объем Украина импортирует.

По данным Госстата, Беларусь поставила в Украину около 50% импорта, и почти 40% всего рынка с учетом работы Кременчугского НПЗ. В первом квартале 2016-го доля белорусских нефтепродуктов выросла до 73% в импорте и 55% - на рынке.

Читай также: Казахстан рекомендует украинским перевозчикам ездить в обход РФ

Беларуси придется сократить производство нефтепродуктов, но поставки в Украину не снизятся, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. “Украина - это самый прибыльный рынок для белорусских продавцов, - говорит он. Поэтому Мозырьский и Новополоцкий НПЗ в первую очередь снизят отгрузку в прибалтийские порты, сохранив поставки для украинских компаний на прежнем уровне“.

Двое опрошенных ЛІГА.net трейдеров сообщили, что наценка на белорусское топливо колеблется в пределах $15-27/тонна к европейским котировкам.

“В качестве компенсации белорусы могут поднять рентабельность за счет увеличения премии на поставляемые в Украину бензины“, - допускает Сиренко.

Читай также: Продолжение следует: Россия хочет продлить продовольственное эмбарго

“Белорусские продавцы уже подтвердили все годовые контракты, терять такой рынок они не рискнут, - сказал ЛІГА.net владелец одной из крупнейших компаний-трейдеров. Более того, сейчас наблюдается профицит производства и белорусским заводам особо некуда грузить нефтепродукты“.

Золотая труба

Не допустить дефицита поможет также появление дополнительного источника поставок дизельного топлива. Компания ПрикарпатЗападТранс уже возобновила работу нефтепродуктопровода Самара - западное направление. Труба предназначена для прокачки топлива из России для внутреннего рынка Украины и поставок на экспорт в Европу.

Читай также: Подсчет потерь: В Нацбанке назвали сумму ущерба от российских санкций

В прошлом году российская Транснефть объявила о продаже украинского участка нефтепродуктопровода малоизвестной компании из Швейцарии International Trading Partners AG.

По данным международного агентства Argus, нефтепродуктопровод контролирует швейцарская компания Proton Energy Group, покупатель украинских активов Роснефти.

Кабинет министров 1 июля отдельным постановлением разрешил Минобороны закупить 28 400 тонн технологического топлива (Евро-3) из этого продуктопровода по цене на 5 000 грн/тонна ниже рыночной, сообщил ЛІГА.net глава консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Читай также: Россия уничтожила тонны импортных продуктов

“Это разблокирует полноценные поставки ДТ стандарта Евро-5 по трубопроводу, - утверждает он. Поскольку поставки по этому маршруту способны обеспечить до 25% потребностей Украины в дизтопливе, ни о каком дефиците говорить не приходится“.

Ранее сообщалось о том, что Россия ужесточила запрет на транзит украинских товаров.

Смотори также - Решмедилова - после Brexit санкции против России могут отойти на второй план:



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK