В Украине - снова рекордный урожай, удалось ли на нем заработать?
Мы в плюсе, и уже традиционно - с превышением плана. Доход Аграрного фонда по итогам 2016 года составил 2,14 млрд грн, прогнозируемая чистая прибыль - 48,5 млн грн. Наш финансовый план выполнен на 101%. Конечно, это не такие драматичные показатели, как годом ранее (в 2015 году Агарный фонд получил 154,6 млн грн чистой прибыли, перевыполнив план на 243% - Ред.), но тогда они были достигнуты, в основном, за счет эффекта низкой базы и того кризисного состояния, из которого нам пришлось выводить Аграрный фонд. Небольшая динамика за 2016 год показывает, что работа компании стабилизирована и прогнозируема.
Какие физические показатели работы?
На ключевом для нас рынке муки мы нарастили объемы, реализовав в 2016 году 240 тыс тонн продукции. Наша доля рынка в 2016 году увеличилась до 12,2% против 11,8% по итогам 2015 года.
Одновременно мы начали осваивать новые ниши в рознице довольно успешно, судя по первым показателям. В конце 2016 года мы запустили продажу фасованной муки в упаковках по 2 кг под торговой маркой “Аграрный фонд“. Мука плохо поддается брендированию, но в нашем случае брендинг оправдан тем, что для потребителей продукция государственной компании служит ценовым ориентиром.
В октябре расфасовали первую пробную партию гречки - 20 тонн, и вышли с этим продуктом в торговые сети. Как и в случае с мукой, наша продукция является индикативом для этого рынка, который подвержен резким, зачастую спекулятивным, колебаниям, поэтому гречка ТМ “Аграрный фонд“ продается с минимальной наценкой в 5%. Как известно, в Украине периодически возникает дефицит этого продукта, потому мы включили гречиху в нашу форвардную программу, формируя запасы на этапе наиболее привлекательной ценовой конъюнктуры. В 2017/2018 маркетинговом году мы планируем законтрактовать до 50 тыс. тонн гречихи.
Также в декабре 2016 года мы выпустили первую партию объемом 38 тонн овсяных хлопьев и смеси хлопьев. Продажи стартовали во всех городах-миллионниках, а также Хмельницком и Виннице.
Как я уже сказал, работа компании стабилизирована. Это - фундамент, который позволяет реализовать планы развития. Безусловно, будет расширяться линейка розничных продуктов в сегменте бакалеи. Мы планируем вывести на рынок ряд круп под собственным брендом, в частности манку. Также в планах начать продажи фасованного сахара.
Вы уже закрыли форвардную программу 2016 года. В ходе ее реализации произошли какие-то принципиальные изменения, например в части сумм, состава контрагентов?
В течение 2016 года мы направили на финансирование сельхозпроизводителей 1,5 млрд грн. Мы заключили 190 контрактов на покупку 500 тыс тонн пшеницы, ржи и гречки. Наш потенциал не исчерпан этими объемами, но мы сознательно притормаживаем, так как, не имея собственных мощностей, невозможно гарантировать переработку.
В части контрагентов усилили фокус на небольших производителях. Соотношение поставок агрохолдинги/фермеры осталось прежним - 70/30, но количество поставщиков небольшого масштаба увеличилось - 323 фермера против 20 в 2015 году. С одной стороны, это увеличивает нагрузку на нашу команду в части обработки договоров, с другой - соответствует миссии Аграрного фонда по поддержке отрасли.
Есть ли экспортная программа?
Мы все еще экспортируем очень немного - в пределах 10% нашего общего производства. Но если зерно мы продаем исключительно в рамках корректировки балансов в течение сезона, то экспорт муки планомерно развиваем. В этом году мы заключили очень крупный контракт с Анголой на поставку 10 000 муки, уже приступили к выполнению. Это - пробная партия, и если все сложится удачно, то в дальнейшем он может быть расширен - не только в части объема, но и по номенклатуре.
Недавно Вы анонсировали запуск фьючерсного контракта на пшеницу на Аграрной бирже. Когда стартует этот проект?
В первом квартале 2017 года. Этот проект требует выстраивания полноценной инфраструктуры - гарантийных взносов, страховых фондов, резервов, клиринга. Ведь заключить контракт - это даже не половина, это четверть дела, главное - обеспечить гарантии его выполнения. Нужно понять, какой объем контрактов будет закрываться физической отгрузкой зерна, и исходя из этого формировать систему базисов поставки. Традиционно в мире это - не более 5% относительно общего объема торгов, а остальное - просто деньги.
Участники рынка говорят, что инструмент фьючерсов интересен, но в украинских реалиях очень высоки валютные риски и риски непоставки зерна. Как вы будете их нивелировать?
Валютные риски не имеют отношения к деривативам, они относятся к другой парадигме инвестиций. Они возникают, когда нерезиденты заводят деньги в страну, конвертируют их в гривну и начинают торговать.
Мы же говорим о торговле внутри Украины. У нас есть история форвардных закупок, клиентская база и перечень проблемных активов и компаний, по чьей вине они сформировались. То есть весь риск непоставки укладывается в те 0,5-1,5% проблемных форвардных контрактов, которые есть у Аграрного фонда.
Чем обусловлен выбор Аграрной биржи как площадки для запуска?
Мне искренне хочется дать стимул для развития единственной государственной сельскохозяйственной биржи. Но этот мотив не был и не мог быть основным. Я - прагматик, и работать на Аграрной бирже для нас проще, поскольку у нас там есть история торгов, контрактов - фьючерсных, спотовых, на муку, на зерно и так далее. Также немаловажно, что Аграрная биржа относится к сфере управления Минагролитики, а не частного капитала, в том числе российского.
Инфраструктурно она абсолютно готова, там достаточно брокеров, которые смогут обслуживать как минимум стартовый объем сделок на 200 млн гривен.
Откуда брать на это ресурсы, не из госбюджета - точно, там они не запланированы?
У нас и в мыслях не было отягощать госбюджет. Более того, вопрос привлечения дополнительных средств уже практически решен. Мы договорились с Укргазбанком о предоставлении кредита в размере 1 млрд грн. Сейчас дооформляем последние документы.
Кредитная ставка - 21,5%, залог - зерно, товар в обороте, срок - несколько лет. Мы вели переговоры с разными финучреждениями, но условия государственного Укргазбанка оказались самыми выгодными.
Это, пожалуй, исключительный случай? Участники аграрного рынка жалуются, что привлечь средства практически нереально.
Я сам банкир с многолетним стажем и знаю банковскую кухню изнутри - это, наверное, помогло в проведении переговоров.
Да, сумма для АПК неординарная, но и заемщик с историей, качественными залогами и понятным направлением расходования средств, как у Аграрного фонда, - это редкость.
В этом месте подчеркну, что наличие у Аграрного фонда собственных финансовых ресурсов (пусть отчасти заемных) в сочетании с работающей Аграрной биржей даст мощный мультиплицирующий эффект. Фактически речь идет о многомиллиардном финансировании среднего агробизнеса под будущий урожай в комплексе с хеджированием закупочных цен. Вы даже представить не можете итоговый эффект от такого сочетания. Скажу только, что так можно создать для среднего бизнеса практически такие же условия, какие есть у транснациональных агрокомпаний. Ну и нивелировать недоступность кредитных ресурсов для этого сектора украинской экономики, конечно.
Статус “на продажу“ как-то сказался на работе компании?
Практически нет. Конечно, партнеры и участники рынка задают вопросы, но больше удивляются.
Впрочем, никаких заметных изменений в сотрудничестве с ними у нас не произошло. Мы два года усердно работали, налаживая партнерство с поставщиками, скрупулезно выполняя финансовые обязательства и обязательства по поставкам готовой продукции. Этот имидж сложно нарабатывается, но зато затем он становится самым ценным активом компании.
Аграрный фонд внесен в список предприятий, выставленных Кабинетом Министров на приватизацию. Какие активы на балансе АФ могут заинтересовать потенциального инвестора?
В том-то и дело, что продавать в Аграрном фонде буквально нечего. У нас нет никаких активов, мы перерабатываем муку и фасуем крупы на аутсорсинге, зерно храним на чужих элеваторах. Основной актив - это ликвидность, запасы зерна, на такое инвестор не придет.
Решение Кабмина было продиктовано желанием найти эффективных собственников на неэффективные госпредприятия в сфере управления Минагропрода. Это - абсолютно здравый, экономический подход. Но к Аграрному фонду этот план неприменим. Кроме того, лично мое мнение, что ввиду возрастающего значения аграрного сектора для экономики государству, все же, стоит сохранить за собой часть активов в АПК.
Как минимум, для того чтобы запустить мощный слой среднего агробизнеса, который является реальным гарантом социального развития села. Средний агробизнес - он живет здесь и сейчас, он формирует новые рабочие места, особенно - в агропереработке. Это - налоги в местные бюджеты, прекращение депопуляции села, инвестиции в локальную дорожную сеть.
И, конечно, средний агробизнес - это благодарные наши партнеры на долгую перспективу, с которыми мы вместе построим высококонкурентный рынок сельхозпродукции с максимальным сохранением занятости на селе.
Автор: Мария Бут