Free space: коворкинг как новый вид бизнеса

ДЕНЬГИ.ua пообщались с владельцами столичных коворкинг-центров и узнали, насколько выгоден бизнес free space, и как занять свое место под солнцем.
Free space: коворкинг как новый вид бизнеса
фото автора

Коворкинг - новое слово в бизнесе и Украине в целом, современное пространство для творчества, работы и общения. За последние несколько лет представление об офисной жизни и работе на фрилансе существенно изменилось, многие маркетологи и IT-компании начала арендовать “свободные пространства” на час, неделю или месяц. Если есть спрос, значит есть и предложение - ДЕНЬГИ.ua пообщались со столичными коворкинг-центрами и узнали насколько выгоден бизнес free space, и как занять свое место под солнцем.

Все для молодежи

Мудрые бизнесмены наблюдают за подрастающим поколением и представляют им все условия для реализации своего потенциала, при этом неплохо зарабатывая себе на хлеб.

“Все началось с идеи создать пространство для развития нашей молодежи. Мы c Екатериной Юрченко, сооснователем, думали, какой должна быть площадка, где можно было бы обсуждать развитие высоких технологий и IT, создавать актуальные образовательные программы, продвигать и поддерживать украинские стартапы и инновации. В начале 2015 года мы начали обсуждать наше детище, а в декабре уже праздновали открытие. Кстати, дату выбрали достаточно рисковую - вошли в череду праздников, когда киевляне разъезжаются на длительные каникулы”, - рассказывает Валерий Омельченко, основатель HUB 4.0.

Читай также: Украинские спортхабы: лучшие бизнес-идеи

Чтобы завоевать рынок, нужно быть многогранным и включать в свою сферу деятельности,как минимум, несколько направлений.

“Главная особенность нашего хаба в объединении направлений. Галерея инноваций - площадка, на которой украинские разработчики и мейкеры презентуют свои проекты абсолютно бесплатно. Open space - это пространство для фрилансеров и деловых встреч. Coworking space - отличная альтернатива офису, здесь в основном работают молодые команды, которые создают продукты или услуги на аутсорс. Третье направление - конференц-зона и конференц-сервис. И наконец, самое важное - образовательная площадка”, - рассказывает Валерий Омельченко.

Free space: коворкинг как новый вид бизнеса
Free space: коворкинг как новый вид бизнеса / фото автора

Коворкинг - один из немногих бизнесов, которому законодательная база не только не вставляет палки в колеса, но даже помогает.

Читай также: ТОП-5 оригинальных способов найти работу

“Никаких трудностей в процессе оформления бизнеса не было. Это, наверное, тот редкий случай, когда жаловаться нет повода, а в прошлом году еще был принят закон о фрилансерах. Теперь мы, как и весь прогрессивный мир, признали их существование на законодательном уровне. Это благоприятно сказалось для IT-отрасли и страны в целом”, - делится Валерий Омельченко.

Как и в любом бизнесе, коворкинг отличается сезонностью и своими топовыми услугами. “Самый активный сезон для образовательной площадки и open space - осень и весна. Время летних отпусков и зимних каникул принадлежит школьникам, в этот период мы организовываем образовательные и развивающие IT-программы для подростков. Топовая услуга - конференц-сервис”, - рассказывает Валерий Омельченко.

Чтобы завоевать рынок, нужно быть многогранным и включать в свою сферу деятельности,как минимум, несколько направлений.

В работе со “свободным пространством” важно найти коммуникабельный персонал, ведь это ключевой показатель отличного сервиса. “У нас клиентоориентированный бизнес. Через площадку в 1,5 тыс кв. м. в день  может проходить до 300 человек. Это значит, что каждый наш сотрудник должен быть способен оказать услугу на одинаково высоком уровне всем посетителям. Наш коллектив - 25  сотрудников, есть свои протоколы сервиса, проводим тренинги для сотрудников. Но все равно случаются ситуации, которые можно рассматривать как кейсы для дальнейшего роста качества сервиса”, - рассказывает Валерий Омельченко.

Читай также: Украинцы на заработках: как живут и сколько получают

Рынок “свободного пространства” растет на глазах, соответственно возрастает конкуренция, которая диктует правила ведения бизнеса.

“В Киеве довольно много коворкинговых пространств, некоторые из них также достаточно яркие и идейные. Но рынок фриланса растет, поэтому мы друг другу не мешаем, а иногда даже кооперируемся. Более того, коворкинг очень привязан к своему расположению. Если за углом нет аналогичных услуг, то можно  считать, что и конкурентов нет”, - делится Валерий Омельченко.

Однако открытие коворкинга, несмотря на все прелести работы, дело весьма затратное. “Уставной капитал предприятия - порядка 11 млн грн. Говоря о вложенных средствах, нельзя указывать только деньги. Кроме финансовой составляющей, был большой вклад работы команды: креативные идеи, интеллектуальный вклад. Довольно сложно конвертировать их в финансы и вывести точную стартовую сумму”, - делится  Валерий Омельченко.

Сетевой коворкинг

Читай также: ТОП-5 способов увеличить зарплату

Многие украинцы, начиная свой бизнес, сразу мыслят масштабно, заранее прогнозируя свой успех.

“Началось все в июне 2015 с идеи открыть коворкинг на ВДНХ, но там были неподходящие условия аренды, и мы решили посмотреть что-то еще. Нашли помещение на 1200 квадратных метров на Шулявке и договорились снять его часть. Проработали все лето и рискнули взять все помещение. Спустя полгода, в декабре 2015, заработал хаб в том виде, в котором он работает сейчас”, - рассказывает Евгений Бабич, совладелец DataHub.

Многие могут не согласиться, но в данном виде бизнеса масштаб играет ключевой фактор успеха.

Читай также: Как заработать, сдавая квартиру в аренду

“У нас долгое время был самый большой коворкинг в Киеве. Сейчас у нас уже сеть коворкингов, плюс ценообразование мы держим без привязки к валюте, достаточно демократичное. Сейчас активно работаем над поиском подходящих площадей для новых коворкингов и автоматизацией работы всех систем, чтобы запустить тарифы для клиентов, которые хотят работать без привязки к локации”, - рассказывает  Евгений Бабич.

Украинцы дожили до тех времен, когда коммунальные услуги стоят дороже, чем аренда помещения.

Рынок “свободного пространства” растет на глазах, соответственно возрастает конкуренция, которая диктует правила ведения бизнеса

“Пока самая большая трудность в ведении бизнеса - коммунальные платежи: отопление и электричество, что идет на обогрев в зимний период. В холодные месяцы они могут превышать стоимость аренды помещения”, - делится Евгений Бабич. Для каждого “свободного пространства” свои клиенты и сезонные особенности бизнеса. “Особой сезонности в этом бизнесе нет. Тут большая зависимость от экономической ситуации в стране и наличия амбициозных молодых людей, готовых отказаться от теплых офисных условий и рискнуть зарабатывать самостоятельно или в стартапе. Сейчас у нас команда из 11 человек во фронт и бек офисе.  Мы отказались от почасовых тарифов, так как зачастили случаи отсутствия мест для тех, кто решил зайти поработать на пару часов”, - рассказывает Евгений Бабич.

Читай также: Веганский бум: лучшие бизнес-идеи столицы

 Существует два вида коворкинга, который обречен на успех.

“Конкурентов немного, выживают два типа коворкингов: те кто запустил большой коворкинг на не последние деньги и готов подождать окупаемости 5-7 лет. И те, кто нашел свою нишу и своих клиентов, держат заполняемость площадей коворкинга на уровне 70%-90%. Маленькие одиночные коворкинги открываются и через некоторое время закрываются из-за немалых вложений и ежемесячных затрат на обеспечение и продвижение, а заработка на таких площадях не хватит чтобы перекрыть все операционные затраты и выйти хотя бы в ноль. Для того чтобы открыть коворкинг необходимо отталкиваться от 4-5 тысяч гривен за квадратный метр и готовым кредитовать объект минимум полгода. При качественном подходе через 5-6 месяцев  операционный доход перекроет ежемесячные затраты”, - делится Евгений Бабич.

Украинцы дожили до тех времен, когда коммунальные услуги стоят дороже, чем аренда помещения.

“Свободное пространство” имеет как перспективу развития с помощью молодых дарований, так и давление со стороны устоявшейся офисной жизни.

“Не уверены насчет большого запроса на “свободные пространства”, но коворкинги вполне интересная замена неповоротливым рантье от недвижимости. Мы можем динамично менять пространство под запрос клиентов, которые масштабируют или наоборот уменьшают штат в зависимости от успехов работы или сезонности. Это удобно, такие компании платят за каждого работающего у них человека и не устраивают переезды каждый раз, когда им не хватает места или наоборот нужно уменьшить расходы и уменьшить штат”, -  рассказывает Евгений Бабич.

Читай также: Деньги взаймы: как не потерять свои сбережения

Клуб для своих

Польза от совместного общения и работы может натолкнуть на мысль о прибыльном использовании квадратных метров.

“Наш бизнес начался в 2015 году, с осознания того, что находясь на одной площадке и коммуницируя, при определенных обстоятельствах, люди могу быть полезны друг другу. Начали изучать и впоследствии создавать эти обстоятельства. Однако мы не совсем коворкинг, скорее клуб, на основе членских карт. Специфика нашего хаба - в отсутствии часовых, дневных и недельных абонементов. Это больше относится к безопасности, чем к каким-либо другим соображениям. Все свои, так сказать. К тому же, мы международны: с нашей картой клиент получает доступ к таким же площадкам в Лондоне (5 локаций), Манчестере, Кембридже и Нью-Йорке”, - рассказывает Артем Гусев, основатель бизнес-клуба ЦЕХ.

Есть своеобразный перечень требований, соблюдая который, вы приближаетесь к успешному коворкингу.

“Уникальность нашего клуба в сервис. По аналогии скажу, это как в отелях 4 и 5 звезд, мы что-то вроде консьержа, который решает любую задачу. Основная услуга - не аренда стола, стула или интернета, а контакты. Мы находим под запрос или по своей инициативе полезные контакты членов клуба. Как результат, в нашем пространстве заключено множество сделок. Еще одним важным преимущество клуба является престижный бизнес-центр с огромным паркингом”, - делится Артем Гусев.

Читай также: Как дворник из США заработал 700 тысяч долларов

Отдельной статьей расхода может оказаться комфорт и атмосфера, в виде дорогостоящей мебели и прочей канцелярской утвари.

“Самой главной трудностью для нас стало оформление “свободного пространства”, а именно качественная и современная итальянская мебель, которая не мало стоит. Так же пришлось попотеть со скоростным интернетом, который бы работал без перебоев”, - рассказывает Артем Гусев. Благодаря правильно выстроенной бизнес-стратегии, можно обойти стороной сезонность и наработать постоянную базу клиентов. “Топовых услуг у нас нет потому, что в стоимость включено полностью все. Касательно сезонности - активность постоянная, без перепадов, так как наши клиенты это постоянная публика, а не почасовые гости. У нас работает всего один сотрудник, но он разделяет нашу философию на 300% и максимальная коммуникабельность”, - делится Артем Гусев.

Польза от совместного общения и работы может натолкнуть на мысль о прибыльном использовании квадратных метров

Открыть свой коворкинг можно за сравнительно небольшую сумму, $3-$5 тыс, однако это чревато определенными рисками, но если работать по франшизе или создавать изначально уникальный проект шанс на успех вырастает в геометрической прогрессии.

Читай также: Стать фрилансером в Украине: за и против

“Первые капиталовложения начинались с $50 тыс. Мы сознательно шли не на рынок коворкингов, потому и затраты планировали соответственно ожиданиям. Это индивидуальный дизайн, размещение в престижном бизнес центре, работа с английскими проектами, которые помогали нам в разработке концепции и так далее. На старте на рекламу инвестировали 4%-5% от общей стоимости проекта, сейчас никаких затрат”, - рассказывает Артем Гусев.

Еще одним лайфхаком для начинающих бизнесменов может стать совет акцентировать свое внимание на развитии собственной компании, а не на заглядывание в окна чужих коворкингов. “Конкуренция вроде бы есть. Затрудняюсь ответить на вопрос, мы просто это не отслеживаем. Фокус на себе и на перспективе рынка. Мне кажется free space-бизнес в Украине дело не выгодно. Мест много, а качества мало. Наш клиент хочет качество, следовательно, если вы умеете хорошо работать, будет очень выгодный бизнес”, - делится Артем Гусев.

Акцентируйте внимание на развитии своей компании, а не заглядывании в окна чужих коворкингов

Подводя итоги, хочется сделать акцент на развитии фриланса и работе на аутсорсинге в Украине. Этот вид работы стал законным, а значит, многие работодатели с удовольствием сотрудничают со “свободными” сотрудниками, которым в свою очередь нужно где-то работать, коворкинг. Если рассматривать, кто чаще всего работает на фрилансе, то мы сразу выходим на журналистов и IT-специалистов, которые в большинстве своем сотрудничают с иностранными компаниями. Еще один немаловажный факт - основные клиенты коворкингов - это молодое население возрастом от 18 до 35 лет, а,  как известно, за молодежью будущее. В любом случае, выполняя свою работу качественно, ваш бизнес обречен на успех.

Елизавета Топух

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK