На парижском климатическом саммите «Одна планета» этого года прозвучало громкое заявление Всемирного банка, которое будет иметь далеко идущие последствия. Уже через год ВБ прекращает финансирование добычи нефти и газа. Понятно, что вслед за этой авторитетной финансовой организацией, изменения в программы кредитования добывающей отрасли, будут вынуждены внести и многие другие международные банки.
Таким образом, традиционной энергетике нанесен очередной удар, а развитие использования возобновляемых источников энергии становится еще более привлекательным.
Нынешний этап развития мировой энергетической отрасли эксперты называют
energy transition – «переход энергии» или «переходной период энергетики». Мировая экономика вплотную подошла к состоянию полной готовности перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). За неполное десятилетие доля «зеленой» энергии в балансе увеличилась более чем в 10 раз и сейчас обеспечивает почти четверть планетарного энергопотребления.
При этом, одним из общих трендов мировой альтернативной энергетики становится массовое применение принципа «разделенной генерации» - наряду с мощными СЭС или ветропарками, активно стимулируются индивидуальные солнечные или ветровые установки малой мощности. При определенных неудобствах, такая генерация имеет неоспоримый плюс – электричество производится в непосредственной близости от места потребления и отпадает необходимость дополнительных расходов на энергетическую инфраструктуру. Скажем, в Германии, доля индивидуальных солнечных панелей в общем производстве солнечной электроэнергии уже перевалила за 50%.
Что имеем
Украина позже других европейских стран ввела стимулирующие тарифы на электроэнергию солнечных панелей домохозяйств (мощностью до 30 кВт), но за три года их действия очень далеко продвинулась в процессе создания разделенной генерации.
Если «на страте», в конце 2014 г., таких установок было официально зарегистрировано всего 21 шт., то уже в сентябре этого года частных СЭС стало 2323 ед. Уже сейчас эти накрышные, настенные и наземные частные панели, совокупной установленной мощностью более 37 МВт, обеспечивают более 5% всей фотовольтаической генерации страны. Нужно учесть, что указанная цифра отражает динамику инсталляций только частных СЭС с утвержденным «зеленым» тарифом (т.е. установленных с целью получения дохода). Учет панелей, которые домовладельцы приобретали и устанавливали без подключения к сети, для покрытия собственных нужд в электроэнергии, не ведется.
Это можно считать превосходным результатом, если учесть, что еще в конце 2014 г. удельный вес «частников» на рынке солярной электроэнергии был практически равен нулю (около 0,02%).
Причин для такого быстрого роста несколько.
Во-первых, на законодательном уровне, на энергию, произведенную индивидуальными панелями, установлен высокий уровень «зеленого» тарифа, который выше уровня, применяемого для промышленных СЭС. Тариф имеет регрессивную природу – чем позже вводится установка в эксплуатацию, тем ниже будет тариф, а к 2030 г. «зеленые» тарифы вообще прекратят действовать. Иными словами, домохозяйства стремятся установить панели и подключиться к сети как можно быстрее.
Во-вторых, постепенно была наработана разрешительная процедура подключения установок к сети. На стартовом этапе много проблем возникало на уровне РЭС, была недоработана процедура расчета «зеленого» тарифа и пр. Сейчас, как показывает практика, эти проблемы остались позади.
В-третьих, играет роль то, что в условиях девальвации гривны и ненадежности банковской системы, установка панелей может быть выгодным вложением средств – продажа излишков электроэнергии обеспечивает постоянный высокий доход. Особенно, если учесть, что в твердой валюте цены на оборудование имеют тенденцию к снижению, а, следовательно, остаются в гривневом эквиваленте относительно стабильными.
Количество индивидуальных фотовольтаических установок, ед.
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г.* |
21 | 244 | 1109 | 2323 |
По данным операторов рынка
*январь-сентябрь
Динамика количества индивидуальных фотовольтаических установок за последний год, ед.
IV кв. 2016 г. | I кв. 2017 г. | II кв. 2017 г. | III кв. 2017 г. |
1109 | 1309 | 1635 | 2323 |
По данным операторов рынка
Инвертор преткновения
Но, как на любом бурно развивающемся рынке, сегмент фотовольтаики для частных солнечных электростанций стал привлекательным для различных серых схем поставок оборудования. Речь идет именно о частных СЭС – промышленные объекты при подключении к ОЭС проходят детальную проверку НКРЭКУ и для получения специального тарифа требуется предоставление полного пакета документации, включая таможенные накладные.
По приблизительным оценкам легальных операторов, осуществляющих поставки и инсталляцию оборудования, доля контрабандных поставок комплектующих для частных СЭС на рынке сейчас доходит до 40%. Речь идет о фотомодулях и инверторах, импортируемых из Европы.
Впрочем, нужно учесть, что сами по себе фотомодули (те самые солнечные панели) мало привлекательны для «серого» ввоза. Бурное развитие потребительского сектора фотовольтаических установок в Европе 10 лет назад привлекло внимание производителей Поднебесной. В 2007-2009 гг. правительство Китая начало предоставлять субсидии и дешевые кредиты компаниям, производящим солнечные батареи и стоимость панелей на мировом рынке упала на 80%.
В результате, в 2011-2012 гг. в Германии, лидировавшей до этого на рынке, произошел ряд банкротств предприятий, выпускающих солнечные панели и оборудование к ним. На уровне правительства Германии и других стран ЕС были предприняты протекционистские меры, стимулирующие приобретение фотовольтаических элементов местного производства, но цены на прежний уровень уже не вернулись.
Впрочем, компании, работающие на украинском рынке, на панелях сейчас не зарабатывают - фактически элементы реализуются по себестоимости.
Поэтому, как говорят эксперты, нелегально ввозить панели из Европы или КНР «нерентабельно» - они имеют большие габариты и вес, а на подобное оборудование в Украине и так установлены нулевые таможенные пошлины.
Другое дело – инверторы, без которых любая солнечная инсталляция бесполезна. Инвертор является «сердцем» установки – преобразует постоянный ток в переменный, стабилизирует колебания частоты, напряжения и пр.
Стоимость такого устройства для СЭС составляет от EUR550. Иными словами, при его ввозе даже физлицом, требуется уплатить НДС. Именно эту возможность обхода уплаты НДС и используют при контрабандном ввозе – в тех же Закарпатской и Львовской обл. работают десятки ФЛП, предлагающие европейские инверторы на 25-30% дешевле, чем в среднем по рынку.
В целом, в зависимости от мощности установки, затраты на оборудование и инсталляцию, обходятся домовладельцу до EUR1 тыс. за 1 кВт мощности. Поэтому, возможность сэкономить 3-10 тыс. грн выглядит для покупателя привлекательной.
Само по себе оборудование ничем не отличается от легально ввезенного – оно приобретается у разных дистрибуторов в европейских странах. Есть подсчеты операторов, которые показывают, что сумма недополученного государством НДС за 21 месяц составила около $1,54 млн.
Т.е., речь не идет о миллиардных суммах, но как справедливо указывают, операторы, оборудование приобретается с целью получения дохода и вполне справедливо требовать от таких предпринимателей уплаты всех положенных налогов.
Впрочем, стоит разобраться, какие риски влечет за собой приобретение «серого» оборудования для самого хозяина СЭС.
Длинный сервис
Первая проблема, с которой может столкнуться «экономный» покупатель – отсутствие должного сервисного обслуживания. В большинстве случаев, на контрабандное оборудование предоставляется весь пакет документов производителя, и оно может быть отремонтировано или заменено при поломке. По крайней мере, так утверждают все опрошенные нами «серые» продавцы. Проблема в том, что в самой Украине этого никто не сделает – по документам сервисных центров этих инверторов в стране нет.
Очевидно, в случае возникновение гарантийного случая, инвертор по тем же нелегальным каналам отправляют европейскому производителю или дистрибутору для ремонта или замены. Потом, тем же путем, оборудование переправляется назад в Украину.
Самостоятельную оперативную замену поставщик не производит – в отличие от официального импортера, товарного запаса на складе у него нет.
Операция может растянуться на месяцы, в течение которых солнечная установка превращается в своеобразное «украшение» домохозяйства – ведь, повторимся, без инвертора СЭС становится бесполезной. В результате, владелец установки теряет доход. Окупаемость частной станции не такая уж «мгновенная» - в зависимости от мощности она составляет 4-7 лет. И каждый день простоя становится «золотым».
Но зачастую предлагаемое украинскими «серыми» поставщиками оборудование, в самом ЕС реализуется нелегально, в некоторых случаях ввозятся инверторы уже бывшие в употреблении. Естественно, что в этих случаях ни о каком послепродажном сервисе речь уже не идет. Продавец, после реализации ввезенной партии товара, просто «исчезает», а покупатель несет уже и прямые убытки.
Суммарная установленная мощность индивидуальных фотовольтаических установок.
| IV кв. 2014 г. | IV кв. 2015 г. | IV кв. 2016 г. | III кв. 2017 г. |
Общая, МВт | 0,1 | 2,2 | 16,7 | 37,1 |
Средняя, на 1 установку, кВт | 4,8 | 8,9 | 18,2 | 17,7 |
По данным операторов рынка
Кредиты «для белых»
Не сложно заметить, что установка и подключение к сети частной СЭС с последующей продажей ГП «Энергорынок» излишков электроэнергии фактически является обычной рыночной инвестицией, пусть и требующей официальной регистрации предпринимательской деятельности. Использовать для подобной деятельности полностью собственные средства означает замораживание капитала и, как правило, инвестирование производится за счет кредитов. Вопрос лишь в условиях кредитования – обычные кредитные программы банков под 30-50% годовых растянут срок окупаемости установки до бесконечности.
Поэтому, на базе государственного «Укргазбанка», была запущена программа «ЭКО-энергия». Кредит на установку частных солнечных станций составляет до 1 млн. грн на срок до 5 лет. Владелец СЭС должен внести от 15% собственных средств. Ставка по кредиту первые 2 года, даже при минимальном собственном взносе, составляет 0,001% годовых (на пятый год она поступательно возрастает до 9,99%). Если владелец самостоятельно внес 50% средств, то минимальная ставка сохраняется на весь срок кредита.
Но есть одно важное условие – банком определены 19 партнеров-поставщиков оборудования, которые работают в полностью легальном поле.
Поэтому, если новоиспеченный «предприниматель» захочет приобрести контрабандный инвертор, о льготном кредитовании можно забыть.
Преимущества частной фотовольтаической установки:
- доходность 15-17% годовых;
- полная энергетическая независимость;
- автоматическая продажа электроэнергии в сеть;
- не нужно оформлять юридическое лицо или ЧП;
- не нужно держать штат сотрудников;
- не нужно вести бухгалтерию;
- на доход не влияет экономическая ситуация;
- полностью контролируемый процесс получения прибыли
«Зелень» назад
И, наконец, стоит учесть, что свое слово еще не сказал регулятор, устанавливающий «зеленые» тарифы – НКРЭКУ. Именно в ведении Нацкомиссии находится регулирование всех вопросов, связанных с условиями выдачи разрешений на подключение к сети объектов энергетики, включая микрогенерацию.
По мнению специалистов, сейчас уже наработана достаточная законодательная и нормативная база, регулирующая правила установки, подключения к сети и тарификации частных фотовольтаических мощностей и дополнительного вмешательства Верховной рады или Кабинета Министров в эту проблему не требуется.
Обсуждение вопроса о том, что разрешительная процедура для частных СЭС требует дополнительной доработки НКРЭКУ, ведутся уже давно. Фактически сейчас действует временный порядок, а, точнее, его отсутствие. Процедура проверки объектов микрогенерации не определена, а «зеленый» тариф устанавливается явочным порядком.
Но проблема в том, что осенью этого года Нацкомиссия комиссия потеряла возможность принимать решения из-за отсутствия кворума.
В начале декабря Президент Украины подписал законопроект № 7342-1, который дает ему право временно (до проведения соответствующих конкурсов) назначать членов НКРЭКУ и, таким образом, работа регулятора была разблокирована.
Вполне вероятно, что Нацкомиссия уже в ближайшее время начнет рассматривать различные варианты контроля официального происхождения оборудования. Результатом, может стать постановление, которым облэнерго обяжут выдавать разрешения на подключение солнечных установок к сети при условии предоставления полного пакета документов на оборудование, включая документы о его происхождении.
Иными словами, не нужно бороться с самой контрабандой, фактором влияния может быть только контроль законности происхождения оборудования на этапе ввода в эксплуатацию. И этого можно добиться достаточно просто - обязав РЭСы следовать определенной процедуре. Такой подход сделает контрабанду бессмысленной – исчезнет рынок реализации нелегального товара.
Но что это означает для владельцев «контрабандных» станций? Никто, конечно, не будет оспаривать их права на собственность. Но «зеленый» тариф для установки будет отменен, а сама она отключена от сети. Хозяин сможет использовать ее только для личных нужд.
При этом, не исключен и совсем неприятный для владельцев таких СЭС вариант – их могут даже обязать вернуть средства, полученные по «зеленому» тарифу. И такая драконовская мера полностью соответствует европейской практике, которой следует в регулировании альтернативной энергетики Украина.
В той же Германии, пример которой мы приводили, использование нелегального оборудования считается нарушением антидемпингового законодательства.
В 2013 г. ЕС и КНР пришли к соглашению о минимальной импортной цене на солнечные модули китайского производства. Она ежегодно пересматривается и в 2017 г. была установлена на уровне EUR0,46 за Вт. В противном случае, к модулям применяется антидемпинговая пошлина в 50% стоимости. Введенные меры ощутимо ударили по поставщикам из КНР, и они начали нарушать соглашение. Сейчас Европейским бюро по борьбе с мошенничеством сейчас расследуется 15 подобных дел и сообщается, что общий ущерб от уклонения уплаты пошлин китайскими производителями может превысить EUR400 млн.
Известны случаи, когда вскрывшиеся нарушения приводили к отмене стимулирующих тарифов задним числом и обязательству возврата уже полученных средств. Подробнее о прецедентах отмены льготного тарифа, аресте чиновников в Германии в связи с массовыми нарушениями импортного законодательства можно прочитать в Сети – скандал носит громкое название «Solar mafia».
Поэтому, введение подобных жестких норм в Украине, в отличие от других ограничений в отношении субъектов альтернативной энергетики, не вызовет никакой критики со стороны международных спонсоров страны. Более того, ЕС сам заинтересован в подключении Украины к борьбе с нелегальным рынком и вероятность утверждения подобных норм очень высокая.
Действующий «зеленый» тариф на электроэнергию для СЭС частных домохозяйств, грн/кВт без НДС*
Период ввода в эксплуатацию | Тариф | |
1.04.2013 г. | 31.12.2014 г. | 11,13 |
1.01.2015 г. | 30.06.2015 г. | 10,01 |
1.07.2015 | 31.12.2015 г. | 6,22 |
2016 г. | 5,9 | |
1.01.2017 г. | 31.12.2019 г. | 5,62 |
1.01.2020 г. | 31.12.2024 г. | 5,05 |
1.01.2025 г. | 31.12.2029 г. | 4,49 |
По данным НКРЭКУ