Антитабачные активисты в Украине обслуживают интересы транснациональных производителей

Антитабачные активисты в Украине обслуживают интересы транснациональных производителей
depositphotos.com

Антитабачные активисты в Украине обслуживают интересы транснациональных производителей сигарет. К такому довольно странному выводу можно прийти, если проанализировать деятельность отечественных общественных организаций и объединений, декларирующих своей целью борьбу с табакокурением.

Такие объединения достаточно распространены во многих странах мира - они обычно имеют представителей в органах власти и здравоохранения, пропагандируют здоровый образ жизни, принимают участие в разработке нормативной базы и выступают с законодательными инициативами, организовывают кампании против распространения потребления табачных изделий. Как правило, финансирование их деятельности осуществляется на уровне грантов международных организаций (в первую очередь ВОЗ), меценатских средств или добровольных пожертвований неравнодушных граждан.

Но в Украине все это принимает весьма необычные формы.

Нетарифные методы

Если немного углубиться в историю, то можно вспомнить, что именно под давлением общественных объединений с сентября 2012 в Украине был утвержден полный запрет рекламы табачных изделий (в любой форме) и введен ряд дополнительных ограничений по потреблению табака. Частичные жесткие ограничения действовали и до этого момента. Это, конечно, полностью совпадает с мировым трендом ограничения табакокурения. Если бы не маленькое «но» - любые подобные ограничения на руку производителям уже известных популярных брендов. И странное дело - количество производителей табачных изделий с того времени сократилась с 24 компаний до пяти. Со всеми выгодами для тех заводов, которые остались - рынок, прежде всего, поделили между собой четыре транснациональные табачные компании.

Сейчас антитабачные активисты сосредоточились на еще двух вопросах - агитация ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями в Украине и введение дополнительных ограничений для розничной торговли сигаретами.

Об указанном Протоколе уже даже говорить надоело - ведь Украина присоединилась кРамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака еще в 2005 г. (ратифицировала в 2006 г.). За более чем десяток лет производители разработали систему специальных маркеров, которые позволяют отслеживать перемещение каждого короба с сигаретами. Действительно, контрабанда сигарет через границу Украины в обоих направлениях - это большая проблема, но бороться с ней можно только таможенными и полицейскими методами, а не очередными «протоколами о намерениях». То есть мы имеем дело с очередной «дымовой завесой» за которой скрываются настоящие насущные проблемы.

Еще одной из таких «завес» является законопроект № 4030 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно защиты общественного здоровья от вредного воздействия табачного дыма), который, например, очень активно продвигается ГО «Жизнь». Один из авторов проекта - народный депутат Анна Гопко является «по совместительству» соучредителем и заместителем председателемправления, указанного ГО.

Прежде всего, № 4030 предлагается введение т.н. «слепых витрин» для табачных изделий - то есть никаких названием «Табак», объявлений, баннеров, пачек с сигаретами на витрине и тому подобное. Торговая точка имеет право только разместить на витрине лист бумаги 30х40 см. с перечнем и ценами на сигареты. Если учесть нынешний ассортимент изделий, то вполне понятно, что шрифт будет очень мелкий. Также обсуждается и идея внесения в проект ограничения площади торговой точки по продаже сигарет (как с алкоголем).

Опять-таки, все кажется верным и логичным. Но надо учесть несколько вещей.

Во-первых, как свидетельствуют открытые данные той же ВОЗ, введение специфических ограничений на табак никак не отражается на уровне потребления. Непрозрачные стелы с табаком в супермаркетах на кассах, «слепые витрины», пачки одного дизайна и цвета, предупреждение о вреде для здоровья, требования к площади торговых сооружений ... А «на выходе» - полный ноль. Уровень потребления не меняется.

Во-вторых, сокращение произойдет - но некурящих, а реализаторов. Уже есть подсчеты, что количество торговых точек по реализации сигарет сократится на 30 тыс. (сейчас действует около 70 тыс.). Работники этих киосков останутся без работы, а главную выгоду из такой «сделки» получит самыйкрупный табачный дистрибутор Украины - компания «Тедис», связанная с главными игроками рынка. Ведь она получит возможность сократить логистические расходы почти вполовину.

Тарифное регулирование

Получается, что единственным надежным инструментом борьбы с табакокурением являются ценовые методы, которые внедряются путем повышения налогов и введения обязательной минимальной налоговой составляющей в цене пачки сигарет.

Конечно, и эта сфера не оказалась без внимания украинских антитабачных активистов. Речь идет прежде всего о постоянной дискуссии относительно размера и структуры ставок акцизного налога на сигареты.

Акцизный налог на табак в Украине состоит из специфического (в гривнах за 1 тыс. шт.) и адвалорного (в процентах к розничной цене). Кроме того, действует минимальное акцизное обязательство - сумма налога, меньше которой производитель заплатить не может с любого вида изделий.

Активисты неоднократно выступали за больше повышения специфической ставки и сохранении адвалора действующего на уровне 12%. «Адвалорный акциз ... потерял свой фискальный смысл. По сути, дал менее 1% от всех акцизных поступлений», - недавно заявил Константин Красовский, заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований МОЗ Украины.

Внешне все выглядит логично, но дьявол, как известно, кроется в деталях.

По прогнозу ВОЗ, к 2025 г. количество курильщиков на планете останется неизменным - около 1 млрд. чел. Антитабачные меры влияют, но население планеты растет, на смену старым поколением потребителей сигарет приходят новые. Именно за них, молодых людей, которые начинают курить, и идет борьба между табачными корпорациями.

Какую же роль в этом играет адвалорная ставка акциза? Очень простую и эффективную: она регулирует ценовую доступность сигарет. Начинающие потребители более склонны к приобретению престижных брендов, которые должны стоить дорого. Чем выше цена, тем больше налог платит потребитель. Но украинская адвалорная ставка в 12% что является одной из самых низких в Европе, это приводит к тому, что к цене пачки сигарет в 32 грн действует минимальное налоговое обязательство. А в цене таких брендов как Marlboro, Camel, Davidoff и подобных, составляющая адвалора мизерная. Несложно заметить, что такая ситуация более чем устраивает производителей премиальных брендов и стимулирует спрос на их продукцию.

Таким образом, позиция активистов, приводит как к увеличению табакокурения среди молодежи, так же полностью отвечает интересам транснациональных табачных компаний. Единственный вопрос, который остается без ответа: а в курсе международные доноры украинских антитабачных объединений, на что расходуются средства их грантов?



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK