Банковская тайна в Украине регулируется Законом «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 60 этого документа банковской тайной является информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку непосредственно в процессе его обслуживания. К банковской тайне относятся и состояние счетов, и операции, которые проводил клиент, и номер счета, и даже персональные данные клиента.
Банки имеют право, и даже обязаны, раскрывать обобщенную информацию – количество клиентов, сумму привлеченных вкладов, выданных кредитов, активы, пассивы и т. д. В общем, все, что Нацбанк требует подавать в публичной отчетности. Когда же дело доходит до конкретных имен, информация защищается банковской тайной. Увы, защищается она очень и очень слабо.
По секрету
Вообще есть два базовых основания для раскрытия банковской тайны – письменное разрешение владельца (по всей видимости, явление мало распространенное) и решение суда. Второе дает право раскрыть любую информацию любому лицу/органу/ведомству, раз уж так решил суд. Однако это тоже случается крайне редко.
Зато есть целый список органов и ведомств, которые без решения суда, по письменному запросу, могут приподнять завесу конфиденциальности. Прежде всего, это Госфинмониторинг. Эта организация наделена значительными полномочиями в сфере противодействия отмыванию «грязных» денег. «Согласно профильному положению, она имеет право получать все необходимые документы и сведения, связанные с финансовыми операциями. В том числе информацию, представляющую банковскую или коммерческую тайну», – объясняет партнер юридической компании «Viva Lex» Ирина Куркина.
Доступ к банковской тайне субъектов предпринимательства имеют Антимонопольный комитет, МВД и СБУ. «Эти органы могут получить информацию, которая касается операций по счетам за конкретный период времени интересующего их юридического или физического лица – предпринимателя, по письменному запросу», – говорит адвокат, управляющий партнер адвокатской конторы «Скляренко и партнеры» Александр Скляренко. А вот к операциям по счетам обычных клиентов-физиков без судебного решения у перечисленных органов доступа нет.
К слову, Министерство доходов и сборов также не имеет доступа к информации о состоянии счетов и операциях по ним. Все, что может узнать Миндоходов – наличие/отсутствие банковских счетов у клиента. «Согласно п. 6(27) Положения о Министерстве доходов и сборов Украины, Миндоходов имеет право получить справки и/или копии документов о наличии банковских счетов», – рассказывает Ирина Куркина. Единственное исключение: Министерство доходов и сборов может получать информацию, содержащую банковскую тайну, если она относится к финансовым операциям, которые стали объектом финансового мониторинга (финансовые операции свыше 150 тыс. грн. или эквивалент).
А вот кому банки обязаны полностью раскрыть информацию о финансовом положении клиента, так это Исполнительной службе. Правда, должно быть соблюдено одно условие – Исполнительная служба может запрашивать информацию лишь в рамках процесса принудительного исполнения судебного решения. То есть, если суд принял решение, к примеру, о взыскании с физлица задолженности перед банком, то Исполнительная служба может обратиться в банк с запросом и узнать, сколько денег хранится на счетах у должника. Правда, для этого Исполнительной службе надо знать, у кого спрашивать эту информацию, не будут же они всем 170 банкам, работающим в Украине, запросы отправлять.
Болтуны или партизаны?
По словам управляющего партнера Cai & Lenard Константина Пилькова, сегодня существует три мифа о банковской тайне и налоговых органах: «Первый – налоговые органы получают данные обо всех операциях по счету. Второй – банки сопротивляются попыткам получить у них информацию. И третий – получив информацию об операциях по счету, налоговики могут заинтересоваться не только доходами, но и расходами налогоплательщиков, – делится он. – Но в действительности, органы Министерства доходов и сборов могут по запросу получать от банков информацию о наличии счетов. И все».
Также считается, что Финмониторинг и СБУ «сливают» информацию Миндоходов, но на деле это происходит крайне редко, отмечает юрист.
Что касается партизанского сопротивления банков попыткам Миндоходов выведать у них информацию, то отчасти это верно. «Банковские служащие отлично знают, что от запросов налоговиков о состоянии и движении средств на клиентских счетах их ограждают ст. ст. 61 и 62 Закона «О банках…». Поэтому без решений суда такую информацию не выдают», – говорит Константин Пильков. В то же время, когда налоговые органы обращаются в суд для получения доступа к банковской тайне, финучреждения никакого активного противодействия этому не оказывают, отмечает юрист.
Кстати, с начала 2013 года роста числа запросов налоговых органов на получение данных по банковским операциям не наблюдалось. В первом полугодии количество выданных судами санкций на раскрытие банковской тайны измеряется несколькими десятками по всей Украине. «Довольно часто суды отказывают налоговикам в выдаче санкций, а иногда и возвращают заявления в связи с несоответствием требованиям закона», – рассказал «Деньгам» Константин Пильков.
Стоит отметить, что в Миндоходов не любят стрелять по воробьям из пушки и судиться начинают лишь в том случае, если чуют солидный куш. То есть для начала у налоговиков должна быть наводка на подпольного миллионера. Причем, даже если эта информация добыта с нарушением действующего законодательства, это не является поводом для освобождения плательщика от обязательных платежей. «Налоговики вправе перепроверить полученную информацию, потребовав необходимые документы и сведения у самого налогоплательщика, – говорит Александр Скляренко. – И при рассмотрении спора суд, скорее всего, поддержит позицию налогового органа, исходя из того, что уплата налогов – конституционная обязанность гражданина».
Вопрос репутации
К банковской тайне относят и личную информацию о клиентах банков. Кроме того, сведения, позволяющие идентифицировать частное лицо, попадают еще и под регулирование законодательства о защите персональных данных. «Поэтому обнародовать информацию о своих клиентах банки не имеют права, кроме случаев, когда сами клиенты дают на это письменное согласие», – говорит Александр Скляренко.
Для того чтобы иметь возможность передать информацию о клиенте в бюро кредитных историй, при подписании кредитных договоров заемщиков просят дать письменное согласие на сбор, хранение, использование и распространение информации о заемщике через бюро. Такая информация, согласно Закону «О бюро кредитных историй», включает информацию о выполнении заемщиком платежной дисциплины и представляет главный интерес для банков – пользователей бюро. «Безусловно, заемщик вправе не давать банку такое согласие, но это только снижает шансы на кредитование, – говорит Александр Скляренко. – В то же время, хорошая кредитная история того или иного субъекта повышает его шансы на получение кредита».
В 2008–2009 годах банки активно использовали этот метод для психологического давления на должников. К примеру, один известный банк, входящий в группу крупных банков по классификации НБУ, разместил на своем сайте списки 42 тыс. заемщиков-физлиц – субъектов малого и среднего бизнеса, а также корпоративных клиентов, имеющих просроченную задолженность, а другой, еще более крупный, развесил портреты должников на билбордах страны.
«Тогда в указе Президента Украины от 8 октября 2009 года № 813 были указаны рекомендации Нацбанка по восстановлению стабильности в банковской системе. Исходя их некоторых положений данного приказа, можно было сделать вывод, что банки вправе создавать базы и реестры должников, а также еженедельно информировать общественность о состоянии восстановления стабильности», – говорит младший юрист юридической фирмы «Constructive Lawyers» Александр Коновалов. Тогда банки поняли этот указ по-своему и принялись «информировать общественность». Однако закон имеет большую юридическую силу, чем указ, так что такие действия банков не являются легитимными.
Если банк обнародовал информацию, относящейся к банковской тайне, физические лица согласно ст. 1076 Гражданского кодекса Украины могут потребовать от лиц, виновных в разглашении такой информации, возмещения материального и морального вреда.
Банковская услуга | Что является банковской тайной | Кто может получить доступ к банковской тайне и на основании чего | Как индентифицируют |
Депозиты (вклады в гривне, валюте, банковских металлах) | Персональные данные клиента, номер счета, операции по счетам, сумма вклада | Миндоходов, Госфинмониторинг, Государственная исполнительная служба (по письменному запросу) | Код ИНН, паспортные данные |
Счета карточные и текущие | Персональные данные клиента, номер счета, операции по счетам, остаток на счету | Миндоходов, Госфинмониторинг, Государственная исполнительная служба (по письменному запросу) | Код ИНН, паспортные данные |
Кредиты | Наличие кредита, персональные данные клиента и его финансовое состояние | Государственная исполнительная служба (по письменному запросу) | Код ИНН, паспортные данные, Бюро кредитных историй |
Денежные переводы (без открытия счета) | Факт денежного перевода, персональные данные клиента | Госфинмониторинг (по письменному запросу), МВД, СБУ (на основании судебного решения) | Паспортные данные |
Покупка/продажа валюты | Факт покупки/продажи валюты, персональные данные клиента | Госфинмониторинг (по письменному запросу), МВД, СБУ (на основании судебного решения) | Паспортные данные |
Банковские ячейки | Факт аренды банковской ячейки | Прокуратура, СБУ, МВД (на основании судебного решения) | Код ИНН, паспортные данные, паспортные данные доверенного лица |