Выполнение бюджета-2014 уже провалено. Его главная «дыра» – это планы налоговых поступлений в 326 млрд. грн. (против 283 млрд. грн., запланированных на 2013 год). Выполнить такие планы при нынешнем состоянии экономики невозможно.
Как всегда, большие надежды возлагают на НДС: его за 2014 год намерены собрать 177 млрд. грн., что на 30% больше плана 2013 года. Для этого даже отложили снижение ставки НДС с 20% до 17% – до 2015 года. Суета вокруг НДС вполне объяснима, так как он приносит бюджету 45% сборов. Но с другой стороны, этот налог очень сложно администрировать, он неимоверно коррупционен. Идеи о замене НДС налогом с оборота звучали уже не раз. Но эксперты возражают против таких резких движений. «НДС все равно остается бюджетообразующим, служит для наполнения различных фондов. Поэтому нет смысла от него отказываться, но он должен быть очищен от «плесени»», – считает руководитель налогово-юридического отдела EY (ранее Ernst & Young) в Украине Владимир Котенко.
Не все гладко и с упрощенной системой налогообложения. Ее реформа, проведенная в 2012 году, толкнула многих предпринимателей в тень. И налоговые эксперты уверены, что нужно снижать нагрузку для того, чтобы платить было выгоднее, чем не платить. «Упрощенка должна стимулировать конкретные отрасли экономики. А предприниматели, фактически состоящие в штате каких-либо компаний, не должны иметь возможности пользоваться этой системой», – уверен руководитель налогово-юридической практики PwC (ранее PricewaterhouseCoopers) Украина Рон Барден.
И еще бизнес требует снизить давление на фонд оплаты труда. Миндоходов еще в 2013 году заявило о планах снизить ставку единого соцвзноса (ЕСВ) вдвое, до 18%, но дальше обещаний это так и не зашло. С одной стороны, это приведет к временному падению поступлений в бюджет от ЕСВ. С другой – к детенизации около 25% зарплат. Кроме того, ставку можно снижать поэтапно, чтобы удар по бюджету не был таким сильным. «А вообще, ЕСВ должен присутствовать в минимальной заработной плате, его обязаны платить все», – считает экономист Александр Кирш.
Схожая история и с налогом на доходы физлиц: действующая с 2011 года прогрессивная шкала (15% и 17%) приводит лишь к сложностям администрирования и уклонению от налогов высокооплачиваемого персонала. Поэтому логичнее было бы вернуться к прежнему механизму, когда ставка была единой.
Как надо менять налоги в Украине
| Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина | Рон Барден, руководитель налогово-юридической практики PwC* Украина | Владимир Котенко, руководитель налогово-юридического отдела EY** в Украине | Александр Кирш, экономист |
НДС | Менять нужно не налогообложение, а методы работы налоговой и таможни. | Отмена нецелесообразна, надо бороться за вывод налога из «тени». | Бороться со схемами уклонения от НДС. | Не отменять и ввести налог с оборота. |
Упрощенная система | Оставить в нынешнем виде. | Установить более жесткие критерии для субъектов налогообложения. | Сделать систему более гибкой, чтобы платить налог было выгоднее, чем не платить. | Оставить в нынешнем виде. |
Единый соцвзнос | Снижать ставку. | Снизить ставку до 20%. | Снижать ставку. | Снижать ставку. |
Налог на доходы физлиц | Оставить в нынешнем виде. | Перейти на единую ставку. | Снижать ставку | Отказаться от прогрессивной шкалы. |
* Ранее PricewaterhouseCoopers. ** Ранее Ernst & Young.