Что изменилось в коррупции к лету-2014?

Что изменилось в коррупции к лету-2014?

Директор киевского предприятия средней руки не понаслышке знает, что такое коррупция. «В прошлом году мне пришлось заплатить около 40 тыс. грн. за уменьшение штрафов, начисленных инспектором налоговой по результатам проверки. Не то чтобы мы были в чем-то виноваты, просто идти в суд и тратить время на заседания, которые в итоге признают правоту налоговой, не хотелось. В 2014 году ситуация еще интереснее. Недавно получил звонок на мобильный с предложением исключить мое предприятие из плана проверок за 50 тыс. грн.», – рассказал предприниматель, по понятным причинам не захотевший называть свое имя.

Юристы непреклонны: взятки – это зло, и бизнес не должен платить чиновникам. «Предприниматель обязан взятку не давать, иначе понесет уголовную ответственность, от которой он может быть освобожден только в случае вымогательства взятки и при условии, если до сообщения о подозрении в совершении этого преступления заявит о нем в правоохранительные органы. Предприниматель имеет право сообщить о вымогательстве взятки в правоохранительные органы», – уверена Оксана Кобзар, партнер ЮФ FELIX. Это в теории. Практика проста – или минимум 120–150 тыс. грн. штрафных санкций, или существенно меньше «на лапу» за то, чтобы этого не было.

Новый год – новые взятки

«Деньги» не первый раз пишут о коррупции в государственных органах – год назад мы уже рассказывали о том же (номер от 15.08.2013, доступно на dengi.ua). Тогда казалось, что управы на наглеющих чиновников так никогда и не найдут: регулярное вымогательство, баснословные суммы взяток, редкие попытки предпринимателей жаловаться на своеволие налоговой – такой была жизнь бизнеса в условиях давления «семьи» и ее окружения. Но Майдан все же оказал влияние на ситуацию.

«О вымогательстве я не слышал. Многие чиновники затаились. Многие уже потеряли свои хлебные места, другие ждут ротаций. Так что такого, как в прошлом году, когда налоговая могла заявиться с внеплановой проверкой и грозить арестом счетов и уничтожением бизнеса, если не заплачу 100 тыс. грн., сейчас нет», – рассказал киевский предприниматель Александр Галушка. По его словам, в 2014 году проверки у него в компании и у всех его знакомых бизнесменов налоговики пока не проводили.

Кстати, редко какой чиновник налоговой сегодня готов попросить откат за ускорение возмещения НДС (в 2013 году эта процедура была одной из основных составляющих «кормушки» взяточников). Предприниматели говорят, что фискалы просят отложить решение вопроса с НДС до августа, а также предлагают получить возмещение НДС-облигациями.

Что еще изменилось после революции? Уровень наглости и вседозволенности. Напрямую вымогать деньги решаются лишь самые отчаянные головы или же те, у кого «налажены» взаимоотношения с конкретным бизнесом, который работает с нарушением законодательства.

Проверки? Они в 2014 году никуда не делись. Поэтому и поле для придуманных налоговиками нарушений и штрафов – огромное. «В действительности этот мораторий (на проверки. – Авт.) является полной фикцией, поскольку проверки просто заменены требованиями о предоставлении документов. Такие требования являются достаточно массовыми», – рассказал специалист таможенно-брокерской компании Виктор Прудковских.

Но проверки отнюдь не так страшны, как налоговая милиция (об этом – ниже). Нередки случаи безосновательных обысков, арестов счетов, изъятия серверов и первичной документации, надуманных уголовных дел.

Изменилась в 2014 году валюта взятки – согласны брать и гривну. Но сказать, что «аппетиты» стали скромнее – нельзя (см. таблицу).

Уменьшить за мзду

Один из основных способов для фискалов получить наличные – уменьшение указанных в актах налоговой сумм штрафов. Причем, абсолютно неважно, были нарушения или нет – штрафы «с потолка» рисуют практически всем. С одной стороны, малому и среднему бизнесу объясняют необходимость уплаты в бюджет 40–200 тыс. грн., поскольку в казне нет денег. Рассказывают о «плане по штрафам», которого, по утверждению руководства налоговой, нет в природе.

 «Основной вопрос даже не в том, что такие претензии к работе нашей компании нашлись, а в откровенном игнорировании законов со стороны налоговой. Раньше такую чушь даже не думали вписывать в акты, создавалась хоть минимальная видимость законности. Здесь же – просто беспредел! Например, нашей компании выписали штраф на сумму 45 тыс. грн., поскольку якобы нарушены нормы закона о местах продажи и местах хранения товара. Почему бы уже тогда, скажем, не штрафовать за отсутствие ценников на каждой единице товара, находящейся на складе?», – возмущается директор харьковского предприятия-импортера.

Обычно фискалы изначально завышают размер штрафа, чтобы в последующем общении с руководством компании уменьшить его сумму. Естественно, за вознаграждение. Таксу устанавливают сами госслужащие, но, как правило, это не менее 10–20% суммы, указанной в акте.

Частный предприниматель Светлана Розенко, работающая в Киевской области, рассказала «Деньгам» свою историю о штрафах. «С потолка налоговики мне начислили штраф в размере 180 тыс. грн. Я пересчитала все неоднократно, так и не нашла, откуда взялась эта сумма, все указанные в акте проверки нарушения были взяты ниоткуда. Ко мне прислали сотрудника налоговой, который обещал за 15 тыс. грн. содействовать уменьшению штрафов до 40 тыс. грн. Я отказалась – не за это мы на Майдане стояли», – уверена предпринимательница.

По словам Светланы, строптивым бизнесменам руководители районных налоговых угрожают, не стесняясь, что увеличат сумму штрафов до 500 тыс. грн. «У них есть указание собирать в бюджет. Я подала в суд на налоговую, прошла первую инстанцию, судья на последнем заседании вынес решение «уплатить в бюджет 140 тыс. грн.». Сейчас я жду решения админсуда, и если судья не снимет штраф, пойду в апелляционный суд», – говорит г-жа Розенко. Увы, украинские суды очень редко принимают сторону бизнеса в спорах с налоговой. Поэтому большинство предпринимателей предпочитают «сбить» штрафной тариф, заплатив чиновникам взятку в размере 15–30 тыс. грн.

Продолжается и «платная» выдача свидетельств плательщика НДС. По словам Дмитрия Джулая, старшего юриста ЮФ «Гвоздий и Оберкович», иногда встречаются «собеседования» заместителей начальников инспекций или начальников отделов с руководителями предприятий. «Такие «собеседования» не предусмотрены ни Налоговым кодексом, ни подзаконными нормативно-правовыми актами. Процедура может быть упрощена до предусмотренного законом варианта на определенных финансовых условиях: взятка, предоплата на 6–12 месяцев печатного издания или благотворительная помощь никому не известному «Фонду помощи нуждающимся работникам налоговых инспекций Ленинского района…», – рассказал Дмитрий Джулай.

Милицейский беспредел

Страшнее налоговой милиции для бизнеса, пожалуй, сегодня нет государственного органа. Ведь сотрудники этой организации наделены, по сути, безграничными возможностями. Особенно страдают предприятия сферы услуг, которым приходится постоянно доказывать, что указанные в отчетности договора, – абсолютно реальные, а не фиктивные. «У нас на предприятии не было проверки, налоговики просто составили акт, получили решение суда на проведение обыска и изъятие документов, изъяли серверы и компьютеры. Сначала требовали заплатить в бюджет 8 млн. грн., потом снизили планку до 5 млн. грн. Нам вменяют фиктивные договора выполненных работ», – рассказал владелец компании по разработке программного обеспечения Руслан Марковский.

По его словам, компанией были составлены жалобы на беспредел налоговой и в прокуратуру, и в руководство Миндоходов (переименовано в Государственную фискальную службу). Однако работа предприятия с конца мая 2014 года заблокирована, и пока чиновники не собираются возвращать предпринимателю изъятое оборудование.

Кстати, напрямую от бизнесмена взятку не требуют, однако бизнес уже более месяца пребывает в подвешенном состоянии, что автоматически мотивирует его руководство к «решению» вопроса с помощью наличных.

Пострадал от милицейского беспредела и Юрий Дмитрук, владелец оптовой компании по торговле системами водоснабжения, отопления, канализации. История конфликта Юрия и налоговой милиции берет свое начало еще в августе 2013 года, когда по результатам плановой проверки налоговики предложили владельцу предприятия уплатить в бюджет 500 тыс. грн. «Эта цифра была посчитана ими, опираясь на оборот компании, но я подсчитал, что уже уплатил в бюджет все, что положено, и доплачивать отказался», – объясняет г-н Дмитрук. В итоге фискалы составили акт на 1,5 млн. грн. (якобы имела место минимизация налогов), а после открыли уголовное дело. «В апреле пришли с обыском, вынесли оргтехнику, серверную. Милиция описала имущество на складе, которое уже принадлежит другой компании. Вывезли товар со склада на сумму 2 млн. грн., игнорируются все законы, а суды вынесли решение в пользу прокуратуры и налоговой», – говорит предприниматель.

По словам Дмитрука, решить законным способом конфликт не удается. Но и платить взятки бизнесмен не намерен. «Я живу по-новому и взяток не даю. Это я уже сказал начальнику налоговой милиции», – говорит г-н Дмитрук. В неофициальных беседах предприниматели говорят, что «уладить» вопрос с налоговой милицией – вывести из-под ареста имущество – может стоить от нескольких сотен тысяч гривен, сумма зависит от масштабов арестованных активов.

Справедливости ради стоит сказать, что время от времени взяточников «ловят» сотрудники прокуратуры, СБУ и Управления внутренней безопасности Миндоходов. Однако чаще коррупционерам удается избежать ответственности – иначе эта практика не развивалась бы.

В 2014 году налоговики стали скромнее: напрямую вымогать деньги решаются лишь самые отчаянные головы или же те, у кого «налажены» отношения с конкретной фирмой.

Прайс-лист «Фискальный»

Сколько и за что вымогают коррумпированные налоговики

Повод, за который вымогается взятка

Размер взятки*

Перенесение плановой проверки

5–60 тыс. грн.

Ускоренное завершение проверки

5–80 тыс. грн.

Получение возмещения НДС

5–100 тыс. грн. или 25–30% от суммы НДС

«Закрыть глаза» на бестоварные операции

12–30% суммы операций

Ускорение получения справок, свидетельства плательщика НДС

2–8 тыс. грн.

Помощь в получении лицензии на торговлю алкоголем

50–160 тыс. грн.

Уменьшение суммы штрафов за выявленные нарушения

10–20% суммы (не)начисленных штрафов

Изъятие из акта данных о нарушениях и штрафах

30% суммы начисленных штрафов

Закрытие периода «2 года»

от 80 тыс. грн. (в зависимости от оборота)

Ускоренное закрытие СПД

4–16 тыс. грн.

Уменьшение в акте налоговой (по результатам проверки) суммы необходимых к уплате в бюджет налогов (на прибыль и НДС)

30% долга предприятия перед госбюджетом

Неналожение ареста на имущество (склад, ТЦ, производственные площади)

от 75 тыс. грн.

*Ориентировочно, суммы могут меняться в зависимости от региона Украины, масштаба бизнеса и аппетитов налоговиков.

Теги:
коррупция


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK