Константин Ксенич, председатель правления СК «HDI Страхування»

Константин Ксенич, председатель правления СК «HDI Страхування»

Немецкие акционеры пришли в «HDI Страхування» как раз накануне кри­зиса 2008 года. Что удалось успеть сделать по их рекомендациям? Как это по­влияло на состояние компании?

– Приход инвесторов накану­не кризиса очень помог нам, это вполне очевидно. HDI – мощная финансовая компа­ния, очень известная на За­паде. От инвесторов мы по­лучили солидную «финансо­вую подушку», что позволило нам пережить кризис и соз­дать достаточный запас пла­тежеспособности. Так что во время кризиса мы вообще ничего не потеряли. Более того, у нас идет естествен­ный прирост страховых пре­мий за счет повышения эф­фективности работы. Вы мо­жете сами убедиться – о нас крайне мало негативных от­зывов клиентов.

Но финансовая поддерж­ка – это далеко не все, что мы получили с приходом новых акционеров. С их появлени­ем у компании изменились подходы к ведению бизнеса – она стала более универсаль­ной, мобильной и гибкой. Мы стали развивать свою соб­ственную сеть продаж. А с декабря 2010 года получи­ли возможность обслуживать глобальных клиентов груп­пы Talanx в Украине, то есть крупные иностранные пред­приятия.

Как изменение подходов к ведению бизнеса сказалось на клиентах СК «HDI Стра­хування»? В чем конкретно проявляются перемены?

– Вы знаете, нужно смотреть правде в глаза: немецкие принципы и технологии в ори­гинале неприменимы в Укра­ине. Они должны быть адап­тированы к нашим реалиям. Слишком большая разница в подходах к ведению бизне­са. Эта разница заметна даже между украинскими и россий­скими компаниями, что уж го­ворить о западных.

И все же мы стараем­ся внедрить немецкое каче­ство в обслуживании клиен­тов. В принципе, это неслож­но – надо просто вовремя и в полном объеме выплачивать страховые возмещения. Этим ты уже отличаешься от всех остальных конкурентов.

Но дополнительный сер­вис всегда имеет соответству­ющую цену, а в Украине пока далеко не все готовы платить больше. Даже богатые клиен­ты сейчас стараются сокра­щать расходы. И у нас есть воз­можность предоставить им более гибкие условия и адап­тировать продукт под все су­ществующие запросы. Кстати, мы готовим сейчас изме­нение программ ОСАГО и ав­тоКАСКО – в результате кли­енты почувствуют реальные улучшения. Для этого мы из­учаем опыт не только Герма­нии, но и других стран. Ведь группа Talanx представлена в 150 странах мира – поэтому у нас есть доступ к опыту стра­хования и на развивающих­ся рынках, не только на раз­витых.

Как изменилась с приходом новых акционеров полити­ка размещения резервов – ведь не секрет, что многие украинские страховщики в кризис жили за счет резер­вов, естественно – в ущерб платежеспособности?

– Да, не секрет. Но мы форми­руем страховые резервы по-честному – на каждый день, а не на отчетную дату, как делает большинство компаний. К тому же нас проверяют три аудиторские компании – это требование акционеров, ко­торые хотят, чтобы компания была полностью прозрачна. Клиент может спокойно озна­комиться как с международной отчетностью аудиторской ком­пании, так и с национальной.

Кризис охладил интерес физлиц к страхованию. И, тем не менее, некоторые виды полисов приобретают­ся довольно активно. Чем обусловлен интерес страхо­вателей к ним?

– Интерес клиентов заметен, прежде всего, к обязательному страхованию гражданской от­ветственности водителей и к автоКАСКО. Уверенно растет и спрос на добровольное меди­цинское страхование. Но мы очень осторожно развиваем это направление.

Чтобы страхование стало востребованным клиентами – физическими лицами, люди должны получить финансо­вую уверенность в завтраш­нем дне. К сожалению, в пи­рамиде потребностей страхо­вая защита занимает далеко не ведущую роль. Люди тратят деньги на еду, одежду, недви­жимость, машины и уж только потом на страховки. А вот за рубежом страхование входит в десятку первых потребностей человека. Ведь это защита здо­ровья, имущества, финансо­вой стабильности, поэтому его нельзя финансировать по остаточному принципу.

До 2009 года основная мас­са полисов автоКАСКО про­давалась в рамках банко­страхования (страхования при выдаче кредитов), то есть, эти страховки были де-факто обязательными для заемщиков. Как это повлия­ло на страховой сервис?

Конечно, перекос в сторону страхования кредитных авто­мобилей не лучшим образом сказался на качестве страхо­вой защиты. Да и по финансо­вому состоянию многих ком­паний сворачивание авто­кредитование ударило боль­но – что, к сожалению, ощути­ли и их клиенты-страхователи. К счастью, в нашем портфе­ле продажи автостраховок че­рез банки занимали не очень много места – всего около 15%. Так что на нас эти процессы не сказались, мы ничего не по­теряли от сворачивания авто­кредитования.

Будем ли мы расширять страхование кредитных авто? Конечно будем. У нас идет естественный прирост чис­ла банков-партнеров, это на­дежнее и более предсказуемо, как я считаю. И качественную страховую защиту при таком подходе обеспечить реально.

Как, на Ваш взгляд, изме­нит ситуацию на рынке ав­тострахования ожидаемое в сентябре введение европро­токола (упрощенной систе­мы выплат по мелким ДТП, не предусматривающей уча­стия ГАИ в их оформлении)?

– Думаю, что еще никто до конца не представляет, что и как изменится в автострахо­вании с введением европрото­кола. Потому что автовладель­цам – страхователям никто толком не объяснил, как себя вести и на что они могут рас­считывать. Мало выдать че­ловеку красивый бланк евро­протокола и сказать: «Езжай, родной!». Если мы не получим четких и прозрачных пра­вил проведения выплат, то по­страдают прежде всего клиен­ты. Я уже вижу, сколько будет конфликтов между страхова­телями и страховщиками. Их будет масса.

Предельную сумму для ком­пенсации в рамках примене­ния европротокола я бы сей­час уменьшил (ранее предла­галась сумма в 10 тыс. гри­вен – Ред.) и увеличивал бы ее пошагово. Чтобы люди посте­пенно учились пользовать­ся новыми процедурами, что­бы избежать мошенничества, потерь со стороны как страхо­вателей, так и страховщиков.

Но недавно состоялось за­седание Госфинуслуг и ре­шение о сумме опять не было принято. А если не установле­на эта сумма, то вся затея не может быть реализована. Ев­ропротокол формально будет действовать, но реально люди вынуждены будут вызывать ГАИ даже при небольших ин­цидентах. Так что лучше отло­жить введение европротокола до урегулирования спорных вопросов, чем создавать нега­тивный имидж автострахова­нию. Ведь кто будет виноват в случае недоразумений? Стра­ховые компании. А они такие же заложники европротоко­ла, как и потребители.

Что должно произойти в Украине, чтобы Ваша ком­пания приняла решение заняться накопительным страхованием жизни (ко­нечно же, через самосто­ятельную лайфовую ком­панию, как того требует украинское законодатель­ство)?

– Группа Talanx всегда декла­рировала готовность инве­стировать в интересный для себя рынок. А страхование жизни очень интересно, по­скольку за рубежом 60% всех страховок населения – это именно страхование жизни. Но в Украине непонятен ме­ханизм гарантий по накопи­тельным страховкам. С де­позитами все ясно, а вот со страхованием жизни для на­селения – пока нет.

Получается, что человек должен доверить компании деньги лет на десять и при этом непонятно, каковы га­рантии их сохранности, как она будет пользоваться его сбережениями, как будет на­числяться доход. Вроде все правила игры прописаны, но есть много переменных, вли­яющих на результат. К при­меру, законодательство у нас может меняться каждый год, причем кардинально. Мо­жет поменяться экономиче­ская политика и уровень ин­фляции – вот он был 10–12%, а вдруг вырастет до 25–30%. При таких условиях обыва­тель вряд ли согласится по­купать накопительные по­лисы. Но все равно у страхо­вания жизни очень большой потенциал в Украине, думаю со временем ситуация стаби­лизируется.

В чем можно уже сейчас размещать резервы лайфо­вой компании? Какие инве­стиционные инструменты требуют развития, чтобы накопительное страхова­ние было и доходным, и на­дежным в Украине?

– В Украине сейчас все ин­струменты рисковые. Даже депозиты. Это доказал кри­зис. К тому же в «лайфе» нуж­но мыслить десятилетиями, а в нашей стране это сложно.

Скажите, а какими полиса­ми пользуетесь лично Вы?

– У меня есть автострахов­ки, полисы ДМС, страхов­ка от несчастного случая. И это все полисы нашей компа­нии. Но страховых случаев не было, так что я очень выгод­ный клиент (смеется).



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK