iGov: Что нужно знать о портале государственных услуг

Организатор портала государственных услуг iGov Дмитрий Дубилет рассказал о создании проекта, его основных функциях и планах на будущее.
iGov: Что нужно знать о портале государственных услуг
Vadym Volos

Наверняка каждый из нас сталкивался с малоприятной процедурой оформления документов, ожидая своей очереди в толпе таких же жертв бюрократии, и неоднократно заполняя несколько дублей одного документа. Обычно после таких “теплых встреч“ с нашей системой госуслуг хочется поскорее распрощаться и больше никогда не встречаться, однако жизненные ситуации бывают разные, и нам приходится обращаться к таким услугам вновь и вновь, проходя чуть ли не девять кругов ада.

Читай также: Минфин обещает помочь бизнесу - замминистра финансов

К счастью, современные технологии не стоят на месте - сейчас бесконечные очереди и томные заполнения документальных форм отходят в небытие. А все потому, что Портал iGov позволяет получить множество госуслуг (на сегодняшний день - 233 услуги), не переходя порог чиновничьих кабинетов. Да и вообще не выходя из собственной квартиры.

Что такое iGov

Портал государственных услуг iGov был создан в 2015, и за год своего существования успел набрать большие обороты в темпах развития. Инициатором создания проекта стал Дмитрий Дубилет, который по совместительству является и ИТ-директором ПриватБанка.

“В начале года (2015 года – ред.) у меня была идея-фикс – начать помогать государственным органам в вопросах, связанных с ИТ. Государство тратит миллиарды на информационные технологии, и я хотел сохранить часть этих бюджетов за счет использования бесплатного ПО и различных техник по борьбе с откатами. Тема оптимизации ИТ-затрат, к сожалению, заглохла – тот случай, когда сопротивление среднего уровня оказалось непреодолимым. Но неожиданно возникла тема админуслуг. С одной стороны, мы познакомились с Яникой Мерило, тогда советником министра экономики, которая занималась в министерстве созданием единого портала. С другой стороны, мы объединили усилия с Дмитрием Шимкивым и его командой, у которых за плечами была история успешной поддержки ProZorro“, - рассказал Дмитрий.

Читай также: За день до ProZorro: Укрзализныця отменила тендеры на 930 млн грн

С помощью публикации в Facebook Дубилет обратился ко всему ИТ-сообществу с призывом присоединиться к разработке проекта. Пост Дмитрия вызвал большой резонанс в Сети, и принес свои плоды: к проекту присоединились около полутора тысяч специалистов.

К слову, в ближайшее время проект, как и ProZorro, хотят передать на баланс Transparency International.

iGov позиционируют, прежде всего, как open source проект. Это значит, что конкретного собственника у него нет, любой желающий может присоединиться к команде и внести свою лепту в полезное дело.

“Возможно, вы слышали о таких явлениях, как Linux, Firefox или VLC Player. Все эти проекты имеют так называемый открытый код, к разработке которого может подключиться любой желающий. Код iGov выложен на GitHub, так что если вы – разработчик, я пользуюсь возможностью пригласить вас присоединиться к проекту“, - говорит Дмитрий.

Читай также: В Украине запускают защищенное Облако для госучреждений

Участие волонтеров в проекте выражается не только лишь в программировании. iGov-движение уверенными шагами движется по всей Украине, требуя от местных властей по полной использовать эту программу. Добровольцы проводят митинги, конференции, встречи и семинары, информируя людей о полезности услуги.

Кто дает деньги

Дмитрий Дубилет рассказывает, что до последнего времени проект не финансировался каким-либо бюджетом: “Как и в любом ИТ-проекте, у нас было две основных статьи расходов – это зарплата ИТ-специалистов и “железо“ (сервера - ред). Специалисты у нас работают бесплатно, поскольку это волонтерский проект.  Что касается серверов, то здесь нам пошла навстречу компания, которая выделила бесплатно сервера De Novo, и на них проект развивался. Несколько месяцев назад мы осознали, что бюджет нам все-таки нужен, потому что нужно брать людей в штат, и есть такие задачи, которые должны делаться регулярно. Поэтому мы кинули клич украинским компаниям с просьбой помочь нам. Таким образом, у нас появилось 24 компании-спонсора (их логотипы есть на сайте проекта). И вот на эти спонсорские деньги мы создали штат – около 15 человек, которые сейчас работают на постоянной основе совместно с волонтерами“.

Читай также: Ручное управление бюджетом: Хронические проблемы Украины

К слову, с точки зрения географии этот проект вышел глобальным, ведь волонтеры, которые работают над ним, живут в разных уголках Украины и мира. К примеру, помимо украинцев, есть люди из Синграпура и Германии.

Функционал проекта

“Основная наша задача – перенести как можно больше услуг в электронную форму. В нашей стране примерно насчитывается тысяча различных услуг, вот мы хотим, чтобы все они были переведены в интернет-пространство. Для одной части услуг мы переводим в Интернет полностью (например, оформление пособия при рождении ребенка или регистрация юрлица), для другой части – сокращаем необходимое количество визитов в госорган“,  - рассказал Дубилет корреспонденту ДЕНЬГИ.ua.

Проект активно развивается: каждую неделю в регионах или отдельных городах Украины запускаются новые услуги, появляются новые возможности программы. На сайте есть удобный фильтр, с помощью которого каждый пользователь может выбрать услуги, которые доступны в его регионе (или в конкретном городе).

Читай также: Защита от рейдерства: Для владельцев бизнеса запустят новый сервис

Спрос на такие услуги увеличивается – по последним показателям, в iGov было зафиксировано 300 тыс заявок, а это значит, что украинцы оценили преимущества программы и шагают в ногу со временем. К тому же, портал ориентирован на всех украинцев.

Огромным плюсом использования портала является и то, что все услуги предоставляются бесплатно. То есть, пользователь оплачивает только стандартную стоимость самой услуги, которая установлена государством, но за использование сайта не платит.

С точки зрения географии этот проект вышел глобальным, ведь волонтеры, которые работают над ним, живут в разных уголках Украины и мира

Портал iGov - волонтерский проект, так что никаких комиссий мы не взимаем. Хотя, вы знаете, часть государственных услуг являются платными - в таких случаях через портал их можно оплатить. Кстати, я бы в будущем на месте государства делал плату за услуги в электронном виде ниже, чем “на земле“, чтобы стимулировать цифровое использование“, - поделился Дмитрий Дубилет.

iGov против коррупции

Помимо основных функций, проект iGov также помогает преодолеть коррупцию в Украине за счет минимизации общения между гражданами и чиновниками.

Читай также: Украина полностью переходит на закупки через ProZorro

“Мы стараемся перевести общение украинцев с чиновниками в интернет, ну а когда коммуникация проходит в такой форме, то коррупционные риски существенно снижаются. Потому что в интернете не может возникнуть ситуации, когда вы приходите получить услугу на законном основании, а вам намекают на то, что для этого нужно заплатить. К тому же, после каждой услуги, полученной на сайте, происходит обзвон пользователей, который помогает выявить негативные стороны, пожелания граждан, недоделки“, - рассказал Дмитрий Дубилет.

В ближайшее время организаторы проекта планируют запустить совместные услуги с налоговой службой, миграционной службой и многими другими госорганами. А это значит, что совсем скоро украинцы смогут окончательно избавиться от длинных очередей и полностью перейти на стандарты интернет-обслуживания.

Ранее сообщалось, что в Украине ввели первую лицензию, которую можно получить удаленно.
 
Смотри также - Дмитрий Дубилет о новой разработке на iGov с использованием ID-карт:


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK