Переключиться на мобильную версию

Скидки на проезд и связь: когда государство рассчитается с льготниками

На основе утвержденной Кабмином бюджетной резолюции в Минфине уже верстают проект госбюджета на 2018 год. И в нем снова, в третий раз попытаются забыть расплатиться за льготы по перевозкам льготников и предоставлении им услуг связи.
Льготы на бумаге есть, а по факту нет
Льготы на бумаге есть, а по факту нет
depositphotos.com

Речь идет о льготах, которые касаются проезда в транспорте, а также предоставлении услуг связи. Цена вопроса именно по данным направлениям – около 2 млрд грн на год. В целом льготой по бесплатному проезду охвачено около 9 млн человек. Льготы по услугам связи предоставляются примерно полумиллиону абонентов.

Читай также: Как грамотно организовать стационарную телефонию в офисе

На субсидии по коммунальным услугам запланировано в 2017 году направить около 54,5 млрд гривен – и их направят. Так как непредоставление этих субсидий чревато коллапсом системы ЖКХ. А вот с льготным проездом и льготной связью ситуация выглядит, на первый взгляд, не настолько угрожающе – потому что между льготником и госбюджетом имеется несколько передаточных звеньев. И каждое из них в какой-то мере принимает удар на себя.

Проблема отсутствия финансирования транспортных и телефонных льгот появилась в 2016 году, когда впервые были исключены из государственного бюджета субсидии на эти цели. До 2015 года система работала следующим образом:

  1. Верховная Рада принимала решение о предоставлении общегосударственных льгот.
  2. Министерство финансов и местные власти выясняли и согласовывали суммы, необходимые для предоставления таких льгот.
  3. Соответствующие суммы субвенций закладывались в госбюджет.
  4. В течение года субвенции поступали в местные бюджеты.
  5. Местные бюджеты рассчитывались с компаниями, которые предоставляли льготникам соответствующие услуги.

В конце 2015 года, когда верстался план госбюджета на 2016 год, соответствующие суммы (около 1,917 млрд грн) из него исключили. Не были они включены и в план госбюджета на 2017 год.

Местные бюджеты, из которых осуществляется финансирование расходов за предоставленные льготные услуги, не предусматривали иного источника финансирования этих расходов, как только получение субвенции из госбюджета Украины. В результате получилось так, что в 2016 году вообще не были оговорены источники финансирования льгот – соответствующие возможности просто не были заложены в местных бюджетах. А в 2017 году обязательства по финансированию общегосударственных льгот были полностью переложены на местные бюджеты.

В итоге за прошедшие полтора года сформировались колоссальные долги – перед перевозчиками, перед связистами.

Ситуацию нельзя назвать однородной, потому что состояние местных бюджетов неоднородно. Где-то понемногу пробуют погашать задолженность за предоставленные в рамках льгот услуги. Но значительно чаще сформированы огромные задолженности, продолжающие расти.

Как сформировался долг

С транспортными услугами дело закончилось резким ухудшением финансового состояния коммунальных транспортных предприятий и повышением тарифов у частных перевозчиков для тех пассажиров, кто платит за себя сам. Во многих случаях дело заканчивалось сокращением частоты движения транспорта или даже ликвидацией маршрутов.

Со связью ситуация оказалась жестче: ключевым оператором, который предоставляет льготное пользование стационарным телефоном, является Укртелеком. Кроме него имеются несколько десятков региональных операторов связи, предоставляющих такие услуги льготникам. Правда, их суммарная доля измеряется считанными процентами. У операторов связи нет возможности использовать те способы оптимизации затрат, к которым прибегают перевозчики – частные и коммунальные. Прежде всего потому, что эти операторы по законодательству обязаны продолжать предоставление стационарной связи льготникам, то есть снижение затрат на это попросту невозможно.

Поэтому-то в целом по Украине на конец 2016 задолженность местных бюджетов только перед Укртелекомом достигла почти 168 млн грн. По состоянию на конец первого квартала 2017 она уже выросла до 196 млн грн. То есть каждый квартал прибавляется примерно по 30 млн грн долга. С такими темпами долги местных бюджетов только перед ключевым оператором стационарной связи могут превысить 300 млн грн к концу 2017 года.

Пример Укртелекома и других операторов связи интересен еще и тем, что накапливаемая им дебиторская задолженность – неполученные средства за предоставленные услуги – все равно включена в доход компании. И с этого дохода предприятие обязано уплачивать налоги. Понятно, что это ударяет по операторам связи с двух сторон – что приводит к ухудшению финансового состояния предприятия. Как следствие, это негативно влияет на возможность поддержания в надлежащем состоянии сетей и восстановление линий связи после их разрушения, реализацию различных проектов по внедрению услуг. В конце концов – поддержанию в рабочем состоянии общегосударственной телекоммуникационной инфраструктуры.

Попытки как-то разрешить проблему нефинансирования льготных услуг предпринимались в течение 2016 года – по инициативе местных властей были внесены предложения к законопроекту об изменении госбюджета-2016. Но они так и не вступили в силу. Причина отказа от исправления очевидной проблемы – отсутствие должной системы контроля… при перевозках пассажиров-льготников. Соответствующие выводы есть и в решении Счетной палаты, их называли в качестве аргументов при отклонении изменений в госбюджет-2016.

Читай также: Готовимся к четвертой промышленной

Интересно, что именно в 2016 году началось стремительное внедрение систем контроля перевозок льготников – в Киеве, Днепре, Львове, других городах. Несомненно, соответствующие решения для контроля льготных перевозок и формирования адекватных “чеков“ за эту услугу будут внедрены. Но особого рвения к этому у центральных властей пока что не наблюдается. То есть уже буквально через полгода у властей не останется шансов ссылаться на невозможность учесть льготников и в связи с этим продолжить не платить за них.

Но на транспорте все же не так просто подсчитать поток льготников. А с операторами связи ситуация иная – здесь число льготников и суммы льгот известны до копейки. Так как компания располагает прозрачной биллинговой системой, которая позволяет подсчитывать суммы предоставленных льгот буквально в режиме онлайн. Но даже такая прозрачность не позволила Укртелекому и другим операторам фиксированной связи получить положенное.

Монетизация – где? И с долгами как?

Судя по принятым в июне изменениям в госбюджет-2017, пока что у правительства нет намерений как-то решать обозначенные проблемы: погашать старые долги и прекратить накопление новых. Среди статей, которые будут поддержаны благодаря сверхплановым поступлениям в бюджет, ни оплаты льготных пассажиров, ни оплаты льготных абонентов нет.

Не упомянута данная проблема в проспекте бюджетной резолюции на 2018-2020 гг. Там есть многое, но нет, к примеру, монетизации льгот – хотя это направление имеется в принятом год назад плане приоритетных действий правительства. Монетизация упомянута была недавно в отношении субсидий гражданам на оплату услуг ЖКХ. Но вот о монетизации транспортных и телеком-льгот новостей нет. А зря. Монетизация позволит оптимизировать траты на поддержание льгот, а также усилить учет этих трат.

К началу сентября 2017 года в Минфине уже будет сформирован план госбюджета-2017. Вот только Счетная палата в своем решении от 8 ноября 2016 года № 23-3 ссылается на то, что были сложности с оценкой итоговой кредиторской задолженности местных бюджетов перед предприятиями, предоставляющими услуги льготникам. Дескать, раз нет в законе о госбюджете строчек о субвенциях местным властям на оплату таких льгот, то и учет задолженности мог не вестись. Это точно не о долгах перед операторами связи: там, как было сказано, все подсчитывается точно в силу отраслевых особенностей. Но вот с транспортниками – не исключено, что полной картины пока нет. И есть большой риск, что этим поводом воспользуются для того, чтобы не расплатиться по долгам – как это было во второй половине 2016 года.

Читай также: В Украине продлили чрезвычайное положение

Пока проблема долгов за транспортные и телеком-услуги не была особо видна на фоне колоссальных сумм на субсидии за услуги ЖКХ. Но игнорировать ее и далее рискованно – инфраструктура начнет рассыпаться. 

Ранее сообщалось о том, что субсидии в 2017 году получат меньше украинцев.

Смотри также - В правительстве объяснили, как получить деньги за сэкономленные субсидии:

В правительстве объяснили, как получить деньги за сэконо...
0:00 / 01:22
Комментариев (0)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь