Думаю, для всех людей моего возраста, которые строили бизнес 15--20 лет назад, начало собственного дела пришлось на период распада системы, которая казалась незыблемой. Это повлекло переоценку ценностей, приоритетов -- жизненных, бизнесовых, а иногда и нравственных. В целом мой жизненный путь стандартен для людей моего поколения: после школы пошел в техникум, потом в армию, работал в шахте. В это время происходил развал Союза, и во всех отраслях был глубочайший кризис.


Работая в шахте, я понял, что это не мое. Попробовал несколько проектов: и видеопрокаты, и антенное хозяйство, и ремонт техники. Потом я основал в Донецке компанию "Быттехника", специализирующуюся на продаже бытовой техники (сегодня ТМ Сomfy).


В общем, вспомнить, с чего конкретно все началось, довольно сложно.
Со временем меня привлек спирто-водочный бизнес, который тогда, как и сейчас, имел неплохую рентабельность. Так получилось, что на одних коммерческих переговорах мне предложили купить цистерну спирта. Смешно вспомнить: деньги у меня лежали в полиэтиленовом кульке -- это были деньги от сделок "купи-продай", тогда все мелкие торговцы считались спекулянтами.


Начиная с этого момента, я оказался в спиртово-водочном бизнесе. Этот бизнес во все времена манил к себе уголовных авторитетов -- приходилось строить компанию в таких условиях: где-то проявлять характер и защищать свои интересы, где-то идти на компромиссы. Не секрет, что путь каждого бизнесмена очень сложен, и у каждого он свой. Возможно, успешному развитию бизнеса в моем случае поспособствовал "товарный голод". Удачей в то время была даже покупка коробки конфет. Во времена дефицита пищевая продукция -- это всегда востребовано. Рынок буквально поглощал товар.


Прошло около 10--15 лет, исчезли мелкие конторы, а крупные компании начали конкурировать между собой не только объемами производства и продаж, но и маркетинговыми политиками, качеством продукта.
Вспомнить первые большие деньги, спустя 20 лет, очень сложно. Значительной казалась стипендия в 42 рубля, сержантские 8 рублей зарплаты в армии, заработок от продажи часов или жвачек -- смотря что считать большими деньгами. Тут у каждого и точка отсчета, и критерии свои. Наверное, для меня первыми большими деньгами все-таки стали те, которые я заработал от продажи той первой цистерны спирта. Они и легли в основу нынешнего бизнеса.


Если бы в один прекрасный день кто-то принес мне мешок денег и сказал: "Это тебе. Занимайся!", я, безусловно, запомнил бы этот момент, но я развивал бизнес в течение длительного времени, поэтому сейчас уже тяжело сказать, что такое большие или маленькие деньги.
Главное, что, во-первых, я работаю эффективно, а во-вторых, постоянно думаю о том, как мою работу улучшить. С таким рецептом, уверен, можно добиться успеха в любом бизнесе. Нужно просто заниматься делом и не ждать удачи -- это ключевое правило. К тому же было ведь и много неудач… И это тоже полезно. На хорошей неудаче можно многому научиться. И пусть говорят, что учиться стоит на чужих неудачах: как показывает опыт, лучшая учеба -- на своих ошибках.


Рынок  всегда, в любой момент, был, есть и будет сложным. Способность успешных людей противостоять кризисам -- это залог их успеха. Наверное, начинать бизнес в кризис сложнее, но я, например, начинал свое дело в глубокий кризис -- и все сложилось.

Его дело
Павел Климец входит в топ-200 самых богатых людей Украины по версии журнала "Фокус" и занимает там 89-е место. Его состояние оценивается в $93,3 млн. Принадлежащая ему корпорация "Олимп" производит такие торговые марки, как "Биленька", "5 капель", "Вдала" "Приватна колекция", коньяки: Lionel, "Марсель", "Мистель" и "Бахчисарай". Доля корпорации на украинском рынке водки оценивается в 19%, на рынке коньяков -- в 5%.