Украина договорилась с ЕС о механизме применения защитных мер в двусторонней торговле чувствительными для обоих рынков товарами. Это позволит стране защитить внутренний рынок при создании зоны свободной торговли с ЕС от резкого роста импорта автомобилей и экспорта семян подсолнечника.
Участники украинской делегации рассказали журналистам подробности последних переговоров о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, которые завершились в четверг. Директор департамента международных экономических отношений Министерства аграрной политики и продовольствия Тарас Качка сообщил, что объем беспошлинного импорта европейских автомобилей в Украину будет составлять 45 тыс. единиц в год. Этот уровень правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий назвал традиционным объемом импорта в базовом периоде 2005-2007 годов. "Если импорт в любом последующем году не будет достигать этого уровня, то мы, естественно, не будем применять никаких мер. Если же он будет превышен, тогда будет применяться еще один параметр — доля на рынке",— рассказал чиновник информационному сайту EUplus. Начиная с первого года работы ЗСТ, доля автомобилей из ЕС будет составлять 20% нашего рынка, а через шесть лет она повысится до 25%, уточнил изданию Коммерсант-Украина господин Качка.
Это означает, что даже в случае роста объема импорта автомобилей из ЕС, например, до 50 тыс. единиц защитные меры в виде возврата 10-процентной пошлины не будут применяться, если их доля на рынке останется меньше 20%. "Но если доля будет превышена, мы имеем право ввести пошлину в размере той, что действует сейчас. Правда, при этом предусмотрена определенная процедура консультаций, уведомления. Это не будет спонтанным решением: скажем, вот сегодня достигли какого-то уровня, а завтра вводится пошлина",— сказал господин Пятницкий. "Конечно, если мы заметим нарушения в ноябре, то срок действия защитных мер будет невелик — около месяца. Но в следующем году мы также проведем расчеты — и если найдем нарушения, то снова применим защитные меры",— пояснил "Ъ" Тарас Качка.
В рамках ВТО Украина должна уменьшить экспортную пошлину на семена подсолнечника с 15% до 10%, а при торговле с ЕС произойдет еще более существенное ее снижение — в течение 15 лет по 1 процентному пункту в год (п. п.), до нуля. Но если экспорт в ЕС будет превышать определенный объем, то ставка пошлины повысится до уровня, который применяется в отношениях с ВТО. "Для семян подсолнечника предельный объем составляет 100 тыс. т в год",— уточнил господин Качка. По лому черных металлов ставка экспортных пошлин также будет снижаться на 1 п. п. в год, однако без права применения Украиной дополнительных защитных мер.
При решении споров в сфере энергетики будет применяться классическая схема с арбитрами. "Они будут заседать не полгода, а 50 дней. Само решение должно быть исполнено в кратчайшие сроки, желательно в течение 15 дней",— пояснил господин Качка. Арбитраж не затронет вопросы денежных компенсаций.
По словам участников рынка, достигнутый компромисс является приемлемым. "Учитывая, что до сих пор Украина настаивала на применении переходного периода для снижения ставок на автомобили, такое решение однозначно является позитивным. Тем более что в текущем году, по нашим расчетам, из ЕС в Украину поступит около 40-45 тыс. автомобилей. Это соответствует предельному показателю",— пояснил гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. "Позиция Евросоюза относительно отмены Украиной экспортных пошлин с самого начала была очень жесткой, поэтому то, что нам удалось добиться не только переходного этапа, но и права на использование защитных мер — это успех. А учитывая, что объем производства семян подсолнечника в Украине составляет 7-8 млн т, экспорт в 100 тыс. т не является критическим",— отмечает гендиректор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Владимир Лапа.
Напомним, что 30 июня этого года Комиссия при Минэкономики приняла к рассмотрению заявление Ассоциации украинских автомобилепроизводителей "Укравтопром" с двигателем объемом от 1 до 2,2 л. Украинский
По материалам Коммерсант-Украина