По состоянию на утро пятницы остатки на корреспондентских и транзитных счетах банков составили 12,17 млрд грн, уменьшившись за сутки на 726 млн грн, а с максимума, который был отмечен 17 августа,– на 6,53 млрд грн. Это уже второе значительное снижение в этом месяце: 8 августа остатки на корсчетах упали до 11,92 млрд грн. Тогда дефицит гривны молниеносно сказался на ее валютном курсе: 9 августа гривна укрепилась, согласно валютному индикатору, до 7,977/7,984 грн/$. Но уже 11 августа индикатор вернулся к 7,995/8,013 грн/$, - пишет Коммерсантъ.
Такой низкой свободная ликвидность банковской системы не была с 2006 года. Недостаток денег проявился в росте ставок на кредиты овернайт. 9 августа стоимость гривневого ресурса подскочила до 11% годовых, вскоре опустившись до 2,7%. Но уже в четверг ставки опять возросли – до 9,5% (в среднем до 10%).
Недостаток ликвидности банкиры объясняют ее изъятием Нацбанком и Минфином. "Борьба с лишней гривной направлена на, чтобы она не пошла на покупку валюты, и курс был стабильным,– отметил директор казначейства одного из крупнейших банков.– Правительство тоже держит деньги, чтобы они не влияли на рост инфляции. А с 19 августа пошли активные проплаты за акцизы и НДС". С начала лета регулятор принял несколько постановлений, увеличивающих резервирование пассивов до 13,6 млрд грн, из которых 10,5 млрд грн заблокировано на отдельном спецсчете в НБУ. Кроме того, по словам первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, на 1 августа правительство сконцентрировало на едином казначейском счете в НБУ 34,1 млрд грн. Но из этой суммы гривневая масса составила только 8,2 млрд грн, остальное – эквивалент валютных средств, привлеченных на внешнем рынке. К тому же в июле Минфин свел госбюджет с профицитом в 1,8 млрд грн, тогда как в I полугодии дефицит казны составлял 10,4 млрд грн. Излишки средств Минфин удерживал на едином казначейском счете, не допуская их в банковскую систему. "На ситуацию еще мог повлиять перевод выручки некоторыми компаниями в "тень", что болезненно сказалось на остатках в банках",– считает советник председателя правления Кредобанка Руслан Гриценко.
Нехватка свободных средств у банков бумерангом бьет по Минфину, который не может продать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) по низким ставкам. Провалом завершились уже три аукциона. Последний раз Минфину удалось продать ОВГЗ 2 августа, получив 42 млн грн из запланированных 562 млн грн.
Банкиры возмущены таким низким уровнем ликвидности. "Зато курс стабильный,– иронизирует зампред правления крупного банка с иностранным капиталом.– К сожалению, скоро все будут вынуждены признать, что высокие ставки – это хуже стабильного курса гривны". Финансисты не сомневаются в подорожании ресурсов. "Если в систему в ближайшие дни не придет хотя бы 2 млрд грн, скоро мы увидим овернайт под 20%",– считает казначей одного из крупнейших банков.
Однако 29-30 августа правительство должно выплатить купон по НДС-облигациям, а 31-го числа – погасить ОВГЗ на 956,5 млн грн. В сентябре к погашению будут предъявлены гособлигации еще на 5,9 млрд грн, что добавит ликвидности банковской системе. Но этих средств будет недостаточно, чтобы остановить новую тенденцию к росту ставок, говорят финансисты. "Ставки по коротким депозитам для юридических лиц уже начали повышаться,– констатировал зампред правления Дочернего банка Сбербанка России Дмитрий Золотько.– Конечно, банки потратят какое-то время на то, чтобы приноровиться к ситуации и начать повышать остальные ставки. Недостаток ликвидности они попытаются закрыть наиболее дешево и станут привлекать более дорогие депозиты на 3 и 6 месяцев. После этого в течение недели-двух все будут озабочены тем, что же делать с кредитами, и как минимум повысят плавающие ставки". С января по июль гривневая ставка депозитов для физических лиц, по данным НБУ, снизилась с 14,7% до 13,8%, валютная – с 7,3% до 6,2%.
По материалам Коммерсантъ