Президент Венесуэлы Уго Чавес примеряет на себя роль Голдфингера, записного злодея из фильмов про Джеймса Бонда. На фоне неуклонно растущих мировых цен на золото, которые в пятницу впервые в истории превысили планку в 1850 долл. за тройскую унцию, колоритный венесуэльский президент распорядился физически перевезти немалый золотой запас страны из заграничных банков в Каракас.

Если плану Чавеса суждено быть реализованным, то это будет не менее фантастическая операция, чем приключения персонажа бондианы. По сюжету фильма Аурик Голдфингер хочет взорвать «грязную» бомбу в Форт-Ноксе, чтобы сделать американское золото радиоактивным, что лишит Америку золотого запаса и увеличит стоимость золота самого Голдфингера.

В отличие от персонажа, порожденного фантазией Яна Флеминга, президент Чавес хочет проверить на прочность не Форт-Нокс, а хранилище Банка Англии.

Венесуэла занимает 15-е место в мире по золотому запасу. Это 365,8 тонны чистого золота, или 17 тысяч 400-унциевых слитков. В сегодняшних ценах это 12,3 млрд долларов, сообщает газета The Financial Times.

Большая часть золотого запаса Венесуэлы расположена вне суверенных пределов страны, в частности, в Лондоне. Почти сто тонн помещаются в бронированном хранилище Банка Англии. Центральный банк Венесуэлы имеет также золотые депозиты в банках Barclays, HSBC и Standard Chartered. Из всех этих банков слитки предстоит доставить в хранилище Банка Англии, откуда золото репатриируют в Венесуэлу.

Как говорит Майк Канди, директор по безопасности компании G4S (один из мировых лидеров на рынке логистики золота), «это будет очень крупная операция — мне даже не приходит на память что-либо сопоставимое по масштабам», приводит его слова FT.

В минувшую среду соответствующее распоряжение подписал Уго Чавес. Венесуэльский президент потребовал вернуть в страну не менее 90% золотого запаса страны. Одновременно Чавес намерен забрать валютные резервы Венесуэлы из американских и европейских банков. Он также обещает часть этих активов разместить в банках своих союзников, в частности, Китая, Бразилии, России и Южной Африки. Никаких конкретных планов на данный счет не заявлено.

Политический смысл этих действий не представляется большой головоломкой. Страны-изгои, если пользоваться американской терминологией, — такие, как Иран и Ливия, — поступали точно так же, чтобы спасти золотовалютные резервы от международных санкций. В нынешнем году Каддафи лишился части своих резервов, замороженных в иностранных банках с началом войны. Для Чавеса, который постоянно балансирует на грани вооруженного конфликта с одним из своих соседей и готовится к отражению американской агрессии, существующей в его пылком воображении, это предметный урок.

По материалам BFM.Ru