О проблемах с Государственной налоговой службой (ГНС) изданию Коммерсант-Украина рассказали на условиях анонимности сразу в нескольких торговых сетях, а также крупных компаниях-импортерах элитного алкоголя. "С начала прошлого месяца налоговики стали применять норму Налогового кодекса, которая требует, чтобы дата выпуска продукции совпадала с датой выпуска акцизной марки,– сообщил топ-менеджер одной из компаний.– Получается, сегодня на законных основаниях нельзя продать ни одной бутылки выдержанного коньяка, с полок должен быть изъят весь виски, нужно забыть о любых винах, выпущенных до 2011 года". "Минимальный срок выдержки виски и коньяка – три года, столового вина – год, марочного – два. В выдержке не нуждаются только водка и украинские вина нижнего ценового сегмента",– возмущается еще один импортер. По оценкам импортеров, годовой объем ввоза элитного алкоголя оценивается в 1 млрд гривен. Лишь половина этой продукции выпущена в текущем году.
Норма, требующая совпадения дат розлива и выпуска марки, содержится в ст. 226 п. 9 Налогового кодекса, вступившего в силу с начала этого года. Ее невыполнение карается конфискацией и штрафом в размере 100% стоимости продукции. До последнего времени, пока не начались проверки, импортеры элитного алкоголя не подозревали, что это требование имеет к ним хоть какое-то отношение. "Норма принималась для того, чтобы отечественные производители не клеили на продукцию этого года более дешевые прошлогодние марки, выпущенные еще до повышения акциза",– говорит менеджер по импорту компании "Винфорт" Павел Глазов. "Мы же закупили более дорогие марки, выпущенные в этом году, и не подозревали, что налоговая будет трактовать эту норму именно так",– возмущается топ-менеджер одной из алкогольных компаний.
В Государственной налоговой службе удивлены таким отношением предпринимателей. "Закон есть закон, и его нужно выполнять. Если импортеры знали, что будут ввозить алкоголь 2005 года, то они еще тогда должны были побеспокоиться о том, чтобы закупить марки. А сейчас несоответствующая марка может заинтересовать силовые ведомства",– рассказал изданию на условиях анонимности источник в ГНС. "Проверяющие нередко и сами понимают абсурдность такого подхода, но ничего поделать не могут",– отметил источник Ъ в одной из розничных сетей.
Каким образом налоговая и импортеры будут выходить из ситуации, пока неясно. "Импортеры компенсируют нам выписанные штрафы, но продукция опечатана",– говорит совладелец сети "Фуршет" Игорь Баленко. Хуже обстоят дела у самих поставщиков. "Если для розничной торговли это незначительный объем, то в нашем случае на одном складе может храниться половина всего объема нашего импорта. Поэтому приходится находить общий язык с инспекторами",– заявляет источник в алкогольной компании.
В ГНС отмечают, что если импортерам что-то не нравится, то они могут обжаловать действия фискального органа в суде. Впрочем, Сергей Козьяков, управляющий партнер юридической компании "Козьяков и партнеры", считает, что добиться отмены штрафа и конфискации можно будет, лишь доказав, что инспектор при проверке нарушил установленную законом процедуру или что норма была интерпретирована неправильно.
Похоже, сами импортеры на суды не рассчитывают. Как рассказал Коммерсанту президент Торгово-промышленного союза Андрей Близнюк, его организация будет предлагать парламенту внести в Налоговый кодекс поправку, согласно которой дата выпуска марки должна будет совпадать не с датой производства, а с датой ввоза. Возможно, эта инициатива будет рассмотрена в сентябре совместно с другими готовящимися сейчас поправками к кодексу.
Напомним, с 4 июля текущего года вновь запущено производство на ДП УВК "Nemiroff", простаивавшее с 26 мая в результате силового захвата предприятия.
По материалам Коммерсант-Украина