Наращивание объемов корпоративного и ипотечного кредитования несет в себе большие риски для банковской системы, чем потребительское кредитование.
Такое мнение высказали банкиры в ходе круглого стола «Почему экономике до сих пор не хватает кредитов?», который провела ОО «Лига финансового развития» при поддержке проекта USAID «Развитие финансового сектора» FINREP и еженедельника «Зеркало недели. Украина».
Комментируя позицию Нацбанка о обеспокоенности накоплением кредитных рисков в банковской системе из-за роста потребительского кредитования, старший советник «Альфа-Банка», член совета НБУ Роман Шпек отметил, что, как показывает недавний опыт банковской системы Украины, именно корпоративное и ипотечное кредитование для банков является наиболее рисковыми.
Глава же наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук напомнил, что среди банков, которые обанкротились, не было ни одного, который бы тесно занимался потребительским кредитованием. Учитывая это, по его мнению, можно говорить, что кредитные риски при работе с этим сегментом заемщиков учитывались адекватно.
Также, сокращение потребительского кредитования не способно принципиально изменить ситуацию с дефицитом торгового баланса, заявили банкиры.
По словам старшего советника «Альфа-Банка», члена совета НБУ Роман Шпека, состояние торгового баланса Украины действительно является угрожающим (по итогам года отрицательное сальдо может быть на уровне 5% ВВП). При этом эксперт подчеркнул, что на самом деле не так много импортных потребительских товаров покупается в кредит. Эксперт считает, что предложенные регулятивные инновации не смогут защитить экономику от потребительского импорта, особенно с учетом объемов теневого сектора. Р.Шпек убежден, что государству целесообразнее было бы больше внимания сосредоточить на поддержке экспорта, импортозамещающих производств, на стимулировании иностранных инвестиций.
Председатель правления «Правэкс-Банка» Сергей Наумов отметил, что регулятор пытается решить «системные проблемы экономики за счет отдельно взятой индустрии». Причем такой шаг как две капли воды напоминает тот, к которому уже прибегал Нацбанк во время кризиса. Тогда из-за изменения формулы валютной позиции регулятор заставил банки продать валюту, чтобы насытить ею рынок. Как следствие, банки «далеко и глубоко» вошли в короткую позицию, что привело на сегодняшний день к формированию у них валютных рисков.
По словам же главы наблюдательного совета Platinum Bank Юрия Блащука, более продуктивным вариантом решения макроэкономических проблем могла бы быть регламентация работы банков в этом сегменте. Например, можно было бы ввести требования по отношению заработка человека к кредиту, который оформляется, или ко всей задолженности, которая у него есть, относительно первого взноса и т.д. По словам финансиста, потенциальные ограничения потребительского кредитования если и повлияют на торговый баланс, то минимально. «Можем потерять больше, в том числе поступления по финансовому счету. Эти все экономии будут незначительными либо вообще нивелируются», — спрогнозировал Ю. Блащук.
Решение проблемы дефицита торгового баланса за счет ограничения потребкредитования экс-заместитель главы Нацбанка Александр Савченко назвал неестественным методом и даже ноу-хау НБУ. «Нацбанк уже занимается промышленно-индустриальной политикой. Это не его функция. Это функция правительства», — подчеркнул эксперт. По его мнению, если есть необходимость решить вопрос дефицита торгового баланса, то нужно использовать курсовые механизмы, собственно — плавающий обменный курс.
«У нас обменный курс не соответствует его рыночной природе. Значит Украина не занимает соответствующее место в международном разделении труда. Те отрасли, которые были эффективны при рыночном курсе, приходят в состояние упадка. А мы стимулируем развивать то, что у нас в принципе не может быть», — отметил А. Савченко.
Напомним, что 8 июля украинский парламент принял во втором чтении и в целом законопроект, запрещающий выдачу и получение потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины.
Действие данного закона не распространяется на кредитные договоры, заключенные до вступления в силу.
Напомним также, что 2 июня ВР приняла в первом чтении запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте.
По материалам Зеркало недели