Премьер-министр высказал стремление скорейшей модернизации украинской газотранспортной системы 19 июля во время торжественной церемонии начала реализации проекта по модернизации магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород в Богуславском районе Киевской области.

«Мы обладаем уникальной газопроводной системой. Львиная доля поставляемого из России в Европу газа проходит по нашему газопроводу, это — пока. Но этой системе уже более 30 лет. Следовательно, мы должны в кратчайшие сроки модернизировать ее, реконструировать, значительно снизить затраты прокачки газа и предложить нашим партнерам конкурентные преимущества. В этом – наш шанс как транзитной страны», — подчеркнул глава украинского правительства.

Премьер-министр считает, что модернизацию ГТС нужно начинать незамедлительно, поскольку российская сторона активно строит альтернативные газопроводы в обход Украины. При этом, подчеркнул Азаров, Киев заинтересован в участии российской стороны в модернизации украинской ГТС.

«Сейчас позиция России будет меняться в свете наших практических шагов. Мы на это рассчитываем, по крайней мере», — сказал он. Глава правительства рассчитывает, что когда Россия увидит усилия Украины по модернизации ГТС, совместно с европейскими партнерами, она также выскажет желание поучаствовать в этом деле.

Реконструкция магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород уже началась. Во вторник, 19 июля, на промышленной площадке 3731,5 км газопровода Уренгой-Помары-Ужгород в присутствии премьер-министра Украины Николая Азарова и министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко был сварен символический «золотой стык».

Модернизация и реконструкция газопровода Уренгой-Помары-Ужгород предусматривает реконструкцию линейной части газопровода (замена изоляции и переукладка трубы) со вспомогательными объектами, модернизацию двух компрессорных станций, систем линейной телемеханики и связи.

Проект модернизации рассчитан на девять лет, первая очередь — на три года. Объем капиталовложений в реализацию первой очереди реконструкции составит 538,87 млн долл., в том числе собственные средства – 230,87 млн долл., кредитные средства – 308 млн долл.

Кредитные средства планируется привлечь от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.

Как ожидается, в результате реализации проекта будет повышена надежность транспортировки газа, повышен коэффициент полезного действия (КПД) газоперекачивающих агрегатов с 25% до 36%, снижены расходы использования топливного газа примерно на 600 млн кубометров в год, а также уменьшено влияние на окружающую среду.

Напомним, российская сторона уже давно реализует план поставок газа в Европу в обход Украины. У Газпрома уже давно есть газопровод Ямал-Европа, который проходит через территорию Белоруссии и Польши.

Кроме того, в обход Украины были спроектированы «Южный» и «Северный поток». «Южный поток» предполагает строительство газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Глава Газпрома Алексей Миллер утверждает, что проект будет готов к запуску в августе 2015 года. Стоимость строительства газопровода ориентировочно составит около 15,5 миллиарда евро.  «Северный поток» предполагает поставку газа из России в Чехию, Словакию и Германию по дну Балтийского моря. В данный момент газопровод уже построен, и все установки и сооружения станции уже готовы к заполнению газом «потока».

И хотя глава Газпрома утверждает, что строительство альтернативных газопроводов не снизит транзит газа по другим маршрутам, так как потребность в газе будет только увеличиваться, а эксперты утверждают, что наименьшими издержками все равно обладает газопровод, идущий через Украину, другие эксперты прогнозируют снижение объема транзита газа через украинскую сторону на 20-30%. Чтобы остаться ведущим транзитным государством в Европе Украине действительно нужно не расслабляться.

По материалам Интерфакс-Украина