По словам туроператоров, разница в показателях 2010 и 2011 основана и на том, что рынок все-таки выходит из кризиса, вернувшись к объемам 2008 года.
«Туризм, бесспорно, пострадал в кризис, как и многие другие отрасли. Продажи упали на 40-45%. На данный момент туристический рынок практически вернулся на объемы 2008 года, а продажи по некоторым направлениям даже превысили показатели 2008 года. И при отсутствии новых кризисов рынок должен расти на 20-25% в год, – комментирует ситуацию Олеся Романек, HR менеджер компании TUI Ukraine. – Думаю, что на рынке труда после летнего сезона 2011 не будет такого количества вакансий, как в марте и апреле. Но в сравнении с 2010, думаю, мы однозначно увидим позитивную динамику».
Рис. 1. Количество вакансий в сфере туризма, размещенных на портале rabota.ua весной 2010 и 2011 года
Самый большой прирост вакансий – в 11,5 раза произошел в направлении «Продажа туристических услуг» (рис. 2). Более чем в 2 раза увеличилось количество вакансий для специалистов по организации туристических продуктов, экскурсоводов и гидов, а также руководителей в сфере туризма.
Объяснить данную тенденцию можно тем, что подготовка к летнему сезону у компаний туроператоров начинается сразу же после зимнего сезона, а туристические агентства открываются или расширяются в марте-апреле, что бы начать продажи уже на майские праздники. Поэтому всплеск вакансий приходится именно на этот период. Набирать персонал раньше не имеет экономического смысла, так как февраль-март низкий сезон в туризме. А если открывать агентство позже – останется мало времени, чтобы заработать.
Рис. 2. Во сколько раз увеличилось количество вакансий в сфере туризма, размещенных на портале rabota.ua весной 2011 года в сравнении с весной 2010 года, по отдельным направлениям
Пожалуй, основным фактором, который сильно повлиял на рынок труда в сфере туризма, в этом году стала отмена в начале 2011 года лицензии на турагентскую деятельность. То, что турагентскую деятельность стало вправе вести любое физическое лицо-предприниматель либо юридическое лицо, логично привело к увеличению количества турагентств и соответственно вакансий именно в сфере продаж туристических услуг. Огорчает лишь тот факт, что некоторые агентства, появившиеся перед сезоном, после него закрываются.
В перспективе на увеличение количества вакансий в сфере туризма также окажет влияние Евро 2012. В данный момент это влияние еще незначительно. Компании, которые на серьезном уровне готовятся к данному событию, еще в 2010 году сформировали или расширили отделы, ведущие подготовку к Евро 2012 .
Безусловно, спрос на гидов, экскурсоводов, специалистов по бронированию гостиниц, и т.д. будет нарастать по мере приближения чемпионата. По мнению Олеси Романек, компании должны будут либо предлагать конкурентные условия готовым специалистам, либо в экстренные сроки обучать желающих кандидатов с набором определенных знаний (иностранные языки, знание систем бронирования и т.д.).
Информация подготовлена порталом Rabota.ua в партнерстве с компанией TUI Ukraine.