Если верить статистике и данным страховым компаний, основной фактор, который провоцирует аварийность, стаж вождения того, кто находится за рулем. «Вероятность наступления ДТП во время вождения автомобиля 20-летним водителем со стажем до 1 года на 30-50% превышает вероятность наступления ДТП во время вождения автомобиля опытным водителем со стажем более 10 лет», - говорит Сергей Паламарчук, главный менеджер департамента андерайтинга и методологии СК «Универсальная».
Тем не менее, подобная закономерность относится и к тем, кто управляет авто довольно давно. «По статистике, через некоторое время (10-15 лет) после получения прав, водители считают себя профессионалами и совершают ДТП с более тяжкими последствиями, чем новички», - отмечает Олег Коваленко-Кужольный, начальник управления урегулирования убытков автострахования СК «ИНГО Украина».
Но от опыта зависит далеко не все. Обычно это касается ситуаций, связанных с нарушением ПДД другими участниками движения. Например, когда водитель не выдержал дистанцию и "догнал" едущее впереди авто, никакой опыт не спасет пострадавшего. В числе основных нарушений правил, которые приводят к ДТП, страховщики называют превышение скорости, неправильный проезд перекрестков и пешеходных переходов, выезд на полосу встречного движения. Также существует определенная зависимость между характером и другими индивидуальными особенностями человека и его предпочтениями при выборе цвета транспортного средства. «В итоге, больше всего ДТП происходит с автомобилями черного, темно серого и красного цветов. Меньше всего - с машинами жёлтого, белого, зеленого цвета», - подчеркивает Виктор Регелюк, начальник управления урегулирования страховых случаев СО «Ильичевское».
На аварийность влияет также сезон и время суток. И риск попасть в ДТП в «час пик» особенно велик, еще и зимой, когда погодные условия, как правило, неудовлетворительны. При этом определенную роль играет качество дорог, а также освещенность. Именно поэтому включенные фары снижают аварийность и в сумеречное, и в светлое время суток.
«Среди наиболее аварийных автомобилей лидирует сегмент машин, приобретенных во время «кредитного рая». Обычно это ChevroletAveo, «Лады», «китайцы», а также все остальные акционные марки авто, купить которые можно было за 50-90 тыс грн.», - рассказывает председатель правления СК «ХДІ Страхування» Константин Ксенич. В этот же перечень попадают «народный» автомобиль DaewooLanos, а также модельный ряд Skoda, Hyundai, которые довольно интенсивно используются и покупаются украинцами. Причина в том, что относительно недорогие авто чаще всего «первенцы», на которых водители набираются опыта. «Новоявленные владельцы только сдали на права. Ездить не умеют, денег погашать кредит - нет, не то, что оплачивать ремонт в случае ДТП», - подчеркивает Константин Ксенич.
Отдельные модели имеют более чем высокий показатель аварийности. И в большинстве своем это авто «японского» происхождения (Honda, Mitsubishi). «Марка авто влияет на аварийность в части её позиционирования: например если автомобиль позиционируется на рынке как «спортивный», то аварийность у него будет выше среднего показателя», - объясняет начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «Провидна» Юрий ФидасюкПлюс ко всему, частые участники ДТП – «малолитражки» и авто А-класса, приобретаемые женщинами без опыта вождения. .