- Понятно. Несколько вопросов, связанных с объемом рынка. Первый вопрос – сильно ли рынок туристических услуг потрепал экономический кризис, как много компаний ушло и как много еще может уйти?
- Потрепал сильно, упало все процентов на 40-45 в 2008 году. Сейчас рынок практически вернулся на объемы 2008 года, кое в чем даже их превысил.
- Прошу прощения, уточнение: в объемах в денежном эквиваленте или в количестве людей?
- Оно коррелирует, это не так важно. То есть, чуть-чуть упала средняя стоимость тура, быть может, на 10%, но оно существенно не влияет. Поэтому, да, упал на 40-45%. В 2009 году все было плохо. В 2010 начал восстанавливаться – плюс 20-25%. В этом году уже по ряду направлений – объемы 2008 года, и кое в чем даже больше. Т.е. можно сказать, что уже превысили докризисные объемы.
Вы спросили, сколько турфирм ушло. Вы знаете, их наоборот, почему-то пришло больше. Их стало больше, чем было. Я так понимаю, что одни – вымерли, но много новых – появилось. И я вам объясню, почему. Это очень интересный момент:
В Украине все же считают, что туризм – это просто: турфирма зарабатывает на мне 30% дохода, я вот сейчас открою свою – и буду отдыхать дешево, друзья мои будут отдыхать дешево, еще и буду зарабатывать на этом деньги. Не понимая, что туризм – это работа, такая же профессия и квалификация, как любая другая – врач, доктор, слесарь, учитель… эту профессию нужно обрести.