После того, как с сентября 2010 года стоимость автогражданки возросла почти в 2-3 раза, автовладельцы начали переживать, не станет ли рост цен регулярным явлением. К тому же, некоторые страховщики неоднократно заявляли, что тарифы по ОСАГО нужно пересматривать ежегодно, чтобы в итоге достичь европейских стандартов: в некоторых странах Европы "автогражданка" покрывает ущерб до 5 млн. евро, в то время как в Украине – до 100 тыс.грн. Тем не менее, отечественные страховщики советуют особо не переживать. «Изменение стоимости по ОСАГО в большую сторону в этом году не предвидится. Так как для повышения должны быть обоснованные причины и расчеты, но на сегодняшний день только анализируются результаты работы по новым тарифам», - подчеркивает эксперт по автострахованию СК «Оранта» Виктория Эльбрехт. Соглашаются с ней и другие коллеги по рынку, объясняя, что стоимость ОСАГО напрямую зависит от такого показателя как средний убыток, который пока что растет небольшими темпами. «По данным МТСБУ за 11 месяцев 2010 года средний убыток по ОСАГО составил 7 500 грн. и увеличился на 5% по сравнению с 2009 годом», - подчеркивает Александр Яременко, начальник отдела транспортных рисков СК «Allianz Украина». Эта цифра вполне вписывается в рамки новых тарифов, и лишь у некоторых компаний достигает 10-15 тыс.грн. «Так что, на мой взгляд, новые значения тарифов – объективны», - уверен Сергей Паламарчук, главный менеджер департамента андерайтинга и методологии СК «Универсальная».
Рост стоимости полисов возможен лишь в случае, если резко возрастут цены на автомобили, запчасти к ним и восстановительный ремонт, а также увеличится аварийность. Тем не менее, предпосылок для этого пока что нет. Ведь даже курс доллара, от которого напрямую зависит ценообразование на автомобильном рынке, ведет себе спокойно, а количество ДТП в последние годы снижается.
Более того, страховщики пока что даже не планируют использовать при расчете тарифов на ОСАГО максимальные значения коэффициентов, которые формируют окончательную цену полиса и позволяют варьировать ее в широких пределах. «В ближайшее время я не вижу предпосылок для использования максимальных значений корректирующих коэффициентов», - считает Александр Яременко. Да и, по большому счету, увеличение цен на «автогражданку», которая только начала приносить плоды (за 2010 год рост премий по ОСАГО составил 27%, выплат – 28%), невыгодна самим страховым компаниям. Ведь дальнейший рост может отпугнуть автовладельцев, которые до сих пор находятся на этапе «привыкания» к подорожавшим страховкам и ищут, где бы приобрести полис подешевле.
Кстати, немалую роль в стабильности цен на «автогражданку» может сыграть введение европротокола, который законодательно утвержден Верховной Радой в середине февраля и вступит в силу осенью. Европротокол значительно облегчит жизнь как страхователям, упростив и ускорив процесс получения страховой выплаты, так и страховым компаниям: повысит их платежную дисциплину и сдержит рост среднего убытка по ОСАГО. Плюс ко всему, по мнению президента Лиги страховых организаций Натальи Гудымы, не исключено, что уже в этом году будет внедрена процедура прямого урегулирования (когда по «автогражданке» пострадавшему платит его же страховщик, и затем взыскивает размер выплаты с компании, которая продала полис ОСАГО виновнику ДТП). Это станет очередным позитивом для рынка ОСАГО, и отодвинет вопрос о повышении тарифов еще дальше.
Напомним, что с сентября 2010 года вступили в силу новые тарифы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.
Полисы подорожали в 2-3 раза в зависимости от типа транспортного средства, территории и сферы его использования, стажа вождения, а также от значения корректирующего коэффициента, которое применяет страховщик.
По материалам //