В 2010 году украинцы значительно активизировали пользование банкоматами. По данным компании "Украинский процессинговый центр" (UPC), количество платежей в АТМ выросло на 300-400%. Причем самые популярные операции - по снятию наличности и запроса баланса выросли всего на 4% и 5% соответственно. Чаще всего держатели платежных карт обращались к банкоматам с целью перевода денег между картами. В сравнении с 2009 г. такой вид трансакций вырос на 412%. Число операций, связанных с оплатой услуг мобильной связи, в банкоматах увеличилось на 315%, а депозитных услуг - на 50%.
"Количество операций 2010 г. превысило докризисный уровень, поскольку люди, сохранившие карточки, стали пользоваться ими намного чаще",- отметил председатель правления UPC Антон Романчук. По его словам, повлиять на тенденцию не смогло даже уменьшение числа пользователей.
"Остановить падение количества держателей удалось только в декабре 2010 г. Но на количество операций через банкоматы последний фактор не имел никакого воздействия",- добавил он.
В качестве причины, подогревавшей интерес держателей, собеседник называет появление пакетных предложений банков, а также уведомление клиентов через банкоматы. "Банки начали использовать банкоматы не только для обслуживания, но и для общения",- делится информацией Романчук.
Еще одним фактором, косвенно стимулировавшим активность граждан, стал кризис банковской системы 2008-2010 гг. "Сокращая всевозможные расходы, банки пришли к выводу, что развивать дополнительные банкоматные сервисы выгоднее и перспективнее, чем расширять сеть отделений",- рассказывает ведущий экономист отдела развития карточного бизнеса "ОТП Банка" Артем Ефременко. После чего банки активизировали свою деятельность в разрезе зарплатных проектов и увеличили количество банкоматов на предприятиях. Что и было замечено пользователями. По мнению Ярослава Дорошенко, и.о. руководителя Департамента новых технологий и транзакционного бизнеса банка ПУМБ, клиентам удобнее осуществлять операции в близлежащей банковской точке обслуживания. Особенно если учесть, что платежная карта постепенно становится ключом ко всем счетам клиента, в том числе сберегательным и текущим.
В 2011 г. банкиры ожидают, что через канал АТМ количество платежей вырастет еще на 30-40%. Причем даже без существенного расширения функционала терминалов. "Увеличение функционального наполнения банкоматов может повлечь очереди, что нежелательно, особенно в дни начисления заработной платы",- поясняет Артем Ефременко.
Не видит предпосылок для развертывания банками кардинально новых услуг и старший аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Евгений Гребенюк. "Внутри системы будет происходить процесс, когда банки с менее развитыми наборами услуг постараются приблизиться к лидерам рынка, запуская через банкоматы продукты, которые уже пользуются спросом",- прогнозирует он.
По материалам Экономические известия