Минувший 2010 год, несмотря на продолжающийся «застой» на страховом рынке, стал довольно удачным для страховых компаний, которые активно работают в сегменте «автогражданки». По данным Моторного (транспортного) страхового бюро страховщики по ОСАГО не только собрали на 27% больше премий, чем за 2009 год, но и выплатили своим клиентам почти на треть больше, чем в позапрошлом году. Для сравнения, рост платежей по «автогражданке» за 2009 год составил лишь 9,3%, а выплат – 23,3%. Вместе с этим продолжает увеличиваться и уровень выплат, который по итогам 2010 года достиг 43,9% против 39,7% в 2009 году. Это косвенно свидетельствует о том, что страховщики не только «снимают» с клиентов деньги, но и более добросовестно выплачивают им.
При этом многие страховые компании считают, что значительный рывок в ОСАГО спровоцирован по большей части одним событием – увеличением тарифов по этому виду страхования, которое произошло в сентябре 2010 года. Предстоящее удорожание подстегивало автовладельцев к покупке полисов, что привело к нескольким волнам спроса: в начале 2010 года на угрозах поднять тарифы весной, а также летом, когда вопрос об удорожании полисов уже был решен. Кроме того, все большее количество договоров ОСАГО заключается в рамках выдаваемых кредитов, объемы которых активно растут.
Тем не менее, в полной мере последствия изменения тарифной политики по «автогражданке» и повышения лимитов по возмещению убытков проявятся позже. И проблема в том, что этот эффект может быть не очень удовлетворительным, так как в случае резкого роста выплат (а его прогнозирует даже МТСБУ) отдельные страховщики, особенно исповедующие политику занижения тарифов, могут столкнуться с проблемами платежеспособности, что, разумеется, скажется негативно на возмещении убытков страхователям. Кстати, вопрос демпинга по ОСАГО остается очень актуальным, формируя целый пласт потенциальных опасностей для сегмента «автогражданки», которые могут вылезти боком всему страховому рынку. И пока премии растут – страховщикам хорошо, но как только придет время выполнять обязательства – возникнут проблемы. Тем более что примеры из прошлого уже есть. Те же «Страховые традиции», ведь одной из причин банкротства компании стал именно демпинг. Кроме того, в том, что страховщики платят клиентам, есть доля «принудиловки», так как немалое количество страховщиков продолжает исповедовать политику «удержания выплат», и возмещают убытки либо под нажимом Госфинуслуг, или по решению суда.
К тому же, более 200 тыс. страховых полисов попросту утеряны, и не исключено, что они пускаются в «оборот» недобросовестными страховыми агентами, но выполнять-то обязательства по ним приходится страховщикам, что снова бьет по их стабильности.
Надежда разве что на обещания МТСБУ, которое намерено жестко контролировать финансовую устойчивость страховых компаний, а также содействовать усовершенствованию законодательства.
По материалам /