«Страховые традиции» – это яркий пример попытки захвата рынка на этапе его бурного роста. Свою экспансию компания начала еще в 2007 году, когда реальных угроз кризиса никто не видел. Тогда страховщики активно вкладывали бешеные суммы в свое развитие, открывали офисы, нанимали персонал, и, разумеется, демпинговали. «Традиции» не стали исключением. До сих пор в Интернете можно найти отзывы «счастливых» страхователей 3-4-летней давности, которые радовались тому, что им удалось приобрести дешевый полис (речь шла о «каско») у «Страховых традиций».
«Наша главная цель — войти в ТОП-5 лучших страховых компаний Украины. Но, прежде всего, нам хочется построить успешную компанию, а не достичь какого-то результата в количестве собираемых премий или доли рынка. Мы ставим перед собой грандиозную задачу – покорить клиента. Именно покорить. Покорить четкостью выполнения взятых на себя обязательств, надежностью, финансовой устойчивостью, широким спектром предлагаемых продуктов, неизменным следованием постулатам профессиональной этики», – это выдержка из старой презентации обанкротившейся компании.
Только вот красиво все оказалось лишь на словах, так как целью были как раз не клиенты и их интересы. Собственники «традиций» очень спешили «надуть» компанию, чтобы продать ее некому инвестору, с которым, по слухам, даже была достигнута предварительная договоренность. Поэтому, все россказни страховщика были не более чем профанацией, и одной из основных задач компании как раз и было обозначено наращивание премий любой ценой, с помощью демпинга – в том числе.
Но все шло хорошо до того момента, пока сделка, завершение которой было запланировано к лету 2008 года, не сорвалась. Как говорят лица, которые были знакомы с ситуацией в компании, инвестор, на которого возлагали надежды собственники «Страховых традиций», попросту отказался покупать убытки и деформированный портфель, в котором более 50% занимало автострахование. Тем более что это была уже вторая половина 2008 года, когда кризис стала вполне осязаемым, и никто не хотел вкладывать деньги в эфемерные активы, с большим риском банкротства, что, в принципе, и произошло.
С этого момента в «Страховых традициях» все пошло наперекосяк, так как компания и ее владельцы не были готовы к такому сценарию. Однако главные проблемы проявились осенью 2008 года, когда начались сумасшедшие прыжки валютного курса, и убытки всех страховщиков стали расти лавинообразно.
По сути, с этого момента «Страховые традиции» и покатились в пропасть, из которой выхода, увы, уже не было. Особенно если учесть, что ни руководство компании, ни Госфинуслуг не предприняли ровно ничего, чтобы спасти хотя бы оставшиеся активы.
И, что самое интересное, в начале 2009 года, когда в принципе судьба компании была явно предрешена, занимавший на то время должность председателя набсовета «Страховых традиций» Дмитрий Гончаров дал интервью, в котором заявил, что у страховщика на конец 2008 года был капитал более 50 млн. гривен, а убытков – всего 20 млн. гривен. Плюс ко всему, компания увеличила уставный фонд еще на 50 млн. гривен. Мол, денег, чтобы рассчитаться с клиентами, более чем достаточно.
Однако в реальности оказалось все не так: после аннулирования в июле 2009 года страховщику лицензий, выяснилось, что «живых» денег у компании нет, хотя открыто об этом говорить боялись. Тем не менее, неофициально и в Госфинуслуг, и в Государственной исполнительной службе признавались, что компания – «голая». Именно поэтому спустя более чем 1,5 года клиенты, которых выстроилось в очередь к «Страховым традициям» за долгами не одна тысяча, своих денег не увидели, и шансы получить их теперь равны практически нулю.
Разумеется, искать виновных в банкротстве компании уже бесполезно. Тем более что все ресурсы давно выкачаны, и никто их поиском, даже правоохранительные органы, не занимался.
Однако, «Страховые традиции» – это яркий пример того, как можно легко и просто обанкротить довольно крупную страховую компанию, «надув» ее с помощью демпинга и бездумных инвестиций с целью быстренько перепродать другому собственнику со всем ворохом проблем и убытков. Но, самое ужасное то, что ответственные лица (собственники, менеджмент компании и сотрудники Госфинуслуг) не были привлечены к ответственности. А это в очередной раз доказывает беззащитность потребителя в нашей стране и заставляет задуматься о том, прежде чем делать покупку по принципу «чем дешевле – тем лучше».
По материалам ici.kiev.ua