Несмотря на то, что банковские клиенты часто жалуются на формальность нынешнего кредитования. Якобы, банки декларируют кредитные программы, но фактически займы не выдают. Финучреждения заявляют о невысокой доле официальных отказов на кредитные заявки.

«На сегодняшний день к нам поступает в среднем порядка 500 заявок на выдачу автокредитов в месяц. 75% из них получают положительное решение», - говорит заместитель председателя правления ВТБ Банка Николай Суганяка.

В Индэкс-Банке показатели еще выше - 75% положительных решений по ипотеке и 90% по автокредитам

Такой феномен банкиры объясняют просто – большая часть потенциальных заемщиков, которые имеют низкие шансы получить кредит, отсеваются на этапе беседы с сотрудником банка.

«Заинтересованный человек приходит в отделение и общается с сотрудником банка, который может сделать предварительное заключение о вероятности получения кредита. Если предварительное заключение положительное, потенциальному заемщику предлагают предоставить в банк требуемый набор документов для передачи его для рассмотрения в службы головного банка и далее кредитным комитетом», - рассказывает пресс-секретарь БМ Банка Татьяна Ефремова.

Основополагающий фактор для принятия решения о выдаче кредита – платежеспособность, оценивается менеджером на месте, со слов клиента. Вряд ли, потенциальный заемщик будет привирать, зная, что на следующем этапе ему все равно придется подтвердить свои слова документарно.

Такая предварительная оценка стала возможна с введением банками жестких требований по доле ежемесячного платежа в совокупных доходах будущего заемщика. Как правило, он не должен превышать 50-60%.

Кроме того, многие клиенты, более детально ознакомившись с условиями кредитования  и кредитным договором (стандартные договора многие банки начали давать клиентам до сделки), сами отказываются от подачи заявки. Так как реальные условия кредитования их не устраивают.

«Мы получили разнарядку из головного офиса доходчиво объяснять клиентам, сколько и как придется платить по кредиту. При чем, менеджер лично заинтересован в том, чтобы клиент в последствии платил кредит. Если он допускает просрочку, нас штрафуют», - рассказал «Деньгам» кредитный менеджер одного из банков.      

После подачи заявки, как правило, вопрос о недостаточной платежеспособности не возникает. Кредитный комитет может отклонить заявку, если клиент скрыл свою негативную кредитную историю или если служба безопасности усомнилась в подлинности документов, в том числе подтверждающих платежеспособность.

По словам директора департамента развития розничного бизнеса Индэкс-Банка Татьяны Шаповал, чаще всего банк отказывают клиентам по причине негативной кредитной истории, а также не соответствия недвижимости, которая оформляется в залог, требованиям банка