Ев­ро­пей­ские чи­нов­ни­ки на­столь­ко до­воль­ны ре­зуль­та­та­ми стресс-те­стов бан­ков­ской си­сте­мы, про­ве­ден­ных в июле это­го го­да, что го­то­вы про­во­дить их на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве и ча­ще, чем преж­де. Этот во­прос бу­дет по­став­лен на го­ло­со­ва­ние на пред­сто­я­щем в сен­тяб­ре финан­со­вом сам­ми­те ЕС. Экс­пер­ты на­де­ют­ся, что ре­гу­ляр­ные про­вер­ки сде­ла­ют ев­ро­пей­ские бан­ки бо­лее про­зрач­ны­ми, осо­бен­но в во­про­сах объ­е­ма су­ве­рен­ных дол­го­вых обя­за­тельств на их ба­лан­сах.

Как ска­зал в ин­тер­вью теле­ви­де­нию Bloomberg ко­мис­сар ЕС по эко­но­ми­ке и финан­сам Ол­ли Рен, он со­би­ра­ет­ся об­су­дить во­прос о ре­гу­ляр­ном про­ве­де­нии бан­ков­ских стресс-те­стов с ми­ни­стра­ми финан­сов стран ЕС уже в на­ча­ле сен­тяб­ря. По мне­нию чи­нов­ни­ка, те­сты ока­за­лись очень по­лез­ным инст­ру­мен­том, ко­то­рый вер­нул рын­кам уве­рен­ность, а кро­ме то­го, со­зда­ли со­лид­ную ба­зу для ана­ли­за эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции.

В хо­де те­сти­ро­ва­ния ев­ро­пей­ской бан­ков­ской си­сте­мы в июле это­го го­да эк­за­мен на устой­чи­вость не про­шли толь­ко семь ев­ро­пей­ских бан­ков из 91. Это поз­во­ли­ло ев­ро­пей­ским чи­нов­ни­кам за­явить о том, что бан­ков­ской си­сте­ме по си­лам вы­дер­жать еще один кри­зис вро­де гре­че­ско­го.

Вме­сте с тем ре­зуль­та­ты стресс-те­стов удо­вле­тво­ри­ли да­ле­ко не всех. Мно­гие ана­ли­ти­ки счи­та­ют, что те­сто­вые за­да­ния бы­ли не­до­ста­точ­но жест­ки­ми и пол­ны­ми. На­при­мер, те­сты не при­ни­ма­ли в рас­чет по­тен­ци­аль­ные по­те­ри бан­ков, име­ю­щих на ба­лан­сах боль­шие объ­е­мы про­блем­ных го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обя­за­тельств стран ЕС, в слу­чае оче­ред­но­го кри­зи­са су­ве­рен­но­го дол­га. «Эти те­сты не за­слу­жи­ва­ют до­ве­рия», - уве­ре­на эко­но­мист Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та Лин­да Юэ.

Тем не ме­нее экс­пер­ты под­дер­жи­ва­ют идею ре­гу­ляр­ных те­стов. «Про­ве­де­ние и пуб­ли­ка­ция стресс-те­стов - не­пло­хой шаг во вре­ме­на, ко­гда на рын­ке ца­рит не­уве­рен­ность, как, на­при­мер, сей­час», - ска­зал РБК daily эко­но­мист IHS Global Insight Дие­го Ис­ка­ро. По его сло­вам, те­сты сде­ла­ли бо­лее про­зрач­ным со­сто­я­ние финан­сов в са­мих бан­ках. «На­при­мер, они при­от­кры­ли за­ве­су тай­ны, сколь­ко же имен­но су­ве­рен­ных бон­дов на­хо­дит­ся на ба­лан­се то­го или ино­го бан­ка», - под­черк­нул г-н Ис­ка­ро.

В част­но­сти, Deutsche Bank рас­крыл объ­ем про­блем­ных го­соб­ли­га­ций в сво­ем порт­фе­ле по со­сто­я­нию на 30 июня. Как ока­за­лось, ис­пан­ских об­ли­га­ций у не­го бы­ло на 1,01 млрд ев­ро, ита­льян­ских - на 8,14 млрд ев­ро, гре­че­ских - на 1,09 млрд ев­ро. Банк на­пи­сал, что су­ще­ствен­но умень­шил свой дол­го­вой порт­фель с мар­та. Как пи­шет The Wall Street Journal, бри­тан­ские бан­ки во вре­мя дол­го­во­го кри­зи­са в Ев­ро­пе не бе­жа­ли от рис­ко­вых бу­маг. Так, с ап­ре­ля по июнь Barclays уве­ли­чил ко­ли­че­ство ис­пан­ских бон­дов в сво­ем порт­фе­ле с 5,3 млрд до 7,7 млрд ев­ро, ита­льян­ских - с 960 млн до 10,3 млрд ев­ро. У RBS с мар­та по июнь объ­ем ис­пан­ских об­ли­га­ций вы­рос с 960 млн до 1,9 млрд ев­ро, ита­льян­ских - с 4,68 до 6 млрд ев­ро.

«Клю­че­вым мо­мен­том для бан­ков­ских стресс-те­стов яв­ля­ет­ся не их ча­сто­та, а объ­ем и фор­мат рас­кры­тия ре­зуль­та­тов. По мо­е­му мне­нию, то, что бы­ло в июле, не долж­но про­ис­хо­дить ре­гу­ляр­но, од­на­ко бан­ки са­ми по се­бе долж­ны рас­кры­вать боль­ше ин­фор­ма­ции о соб­ствен­ных финан­со­вых рис­ках», - ска­зал РБК daily эко­но­мист ин­сти­ту­та Bruegel Ни­ко­ля Ве­рон.

По материалам