Заемщик сможет сам назвать банку страховщика
Антимонопольный комитет обязал 5 банков (Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, ОТП Банк и Укрсиббанк), обнародовать на своих сайтах и в офисах исчерпывающую информацию об условиях аккредитации с перечнем документов, о страховых компаниях, которые уже аккредитованы, а также указать сроки, необходимые для проверки СК.
Но, самое интересное в том, что заемщик может теперь порекомендовать банку любого страховщика и потребовать его включения в список партнеров. А банк, в свою очередь не имеет права отказать страхователю, и обязан включить СК в список партнеров, если она отвечает заявленным требованиям. В случае же отказа банк должен предоставить страховой компании обоснованный письменный ответ. Если же отказ будет безосновательным – за банк возьмется АМКУ «На сегодняшний день в лучшем случае компания получает короткое письмо, в котором, как правило, написано, что СК рассмотрели специалисты, и было принято решение ее не аккредитовать. И страховщик не понимает, по каким именно параметрам он не удовлетворяет требованиям банка и, соответственно, не может провести работу по устранению недостатков» - сетует Виталий Вилинчук, директор по развитию каналов продаж СК „НАСТА“.
Как сообщили «Деньгам» в АМКУ, выполнения рекомендаций комитет будет требовать ото всех банков, а не только от тех, что перечислены выше. Для этого даже готовится специальное письмо руководству НБУ. «Поскольку рекомендации были положительно восприняты лидерами рынка банковских услуг, думаю, что санкции не придется применять. Но, тем не менее, хочу обратить внимание на то, что в случае нарушения конкурентного законодательства, на нарушителей будет наложен штраф в размере до 10 % годового оборота», - предупреждает председатель АМКУ Алексей Костусев.
Другой вопрос, что навязывание страховых услуг в рамках кредитных договоров «муссируется» давно, и здесь инициатив Комитета будет явно недостаточно. Ведь ряд страховых компаний и банков работают по модели, которая позволяет иметь обеим сторонам дополнительные доходы, и, в то же время, предлагать заемщикам такие договора, которые не дают тем ни малейшего шанса на получение выплаты.
Важно то, как требования будут реализованы на деле. «Деньги» будут внимательно следить за ситуацией, так как годовые затраты заемщика по отдельным видам страхования могут достигать 5-7% остатка по кредиту.
Павел Харламов, специально для www.dengi.ua
Какие требования банки могут выдвигать СК при ее аккредитации?
1. требование к сроку работы страховой компании на рынке;
2. определенный размер совокупных активов, собственных средств СК, капитала и объема страховых премий;
3. наличие личных рэнкингов (как правило, вхождение в топ-30) или лидерство в отдельно
взятых регионах;
4. наличие разветвленной сети филиалов страховой компании (особенно в городах размещения филиалов и отделений банков);
5. размещение в банке средств страховой компании, а также, возможно, обеспечение кросс-продаж;
6. отсутствие невыполненных обязательств страховой компании перед банком, отсутствие судебных исков.