Директор по логистике одной из крупных торговых компаний Дмитрий имел неосторожность испортить отношения со своей подчиненной, нарушив правила делового общения. Он по ошибке отослал ей по ICQ сообщение весьма игривого содержания, предназначенное его близкой подруге. Получив такое послание, ничего не подозревавшая сотрудница, мягко говоря, удивилась. "Представьте себе мое состояние, когда я получил гневный ответ от своей подчиненной на вопрос, который я задал совсем другой барышне! -- рассказывает директор по логистике. Она написала мне, что не понимает, чем вызвано мое поведение и почему я позволяю себе так фамильярно вести по отношению к сотрудникам". Чтобы сгладить ситуацию, Дмитрий решил переговорить с подчиненной и все ей объяснить. Однако даже после разговора их взаимоотношения еще долгое время оставались натянутыми. "Мне было неловко оттого, что я так досадно ошибся адресом и выставил напоказ частичку своей личной жизни, а она испытывала дискомфорт оттого, что ответила начальству в повышенных тонах", -- поясняет он.

Дмитрий, пусть и случайно, но нарушил одно из правил делового этикета: флиртовать с сотрудниками -- дурной тон. К счастью, наш герой отделался легким испугом (видимо, потому что отправил послание не начальнице, а подчиненной). Но так бывает не всегда. Порой нарушения делового этикета способны с ног на голову перевернуть взаимоотношения между сотрудниками. С плачевными последствиями для карьеры.

 \Сразу оговоримся: деловой этикет -- это правила и нормы поведения, принятые в той или иной профессиональной сфере.

Есть общие принципы делового этикета -- пунктуальность, сдержанность, конфиденциальность, деловой стиль одежды. Последний пункт может не соблюдаться в некоторых профессиональных сообществах -- среди дизайнеров и прочих людей творческих профессий.

Кроме общепринятых, во многих конторах есть свои писанные и неписанные законы. Причем их сочинителями может выступать и сам босс (обычно -- в компаниях поменьше), и HR-отдел (в крупной фирме). Кроме того, деловой этикет может быть заимствован у "материнской" компании. Представители транснационалов на местах обычно получают готовый "рецепт". Который, кстати, не всегда легко адаптируется к местным реалиям.

ПОДРОБНЕЕОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ