Так, газета «Известия» провела расследование, которое дало шокирующие результаты: большинство летчиков вынуждены регулярно принимать стимуляторы, которые вызывают серьезные проблемы со здоровьем, но позволяют обмануть медкомиссию. Принимать препараты пилотам приходится, чтобы избежать выхода на пенсию: гражданская авиация страдает от кадрового голода и работодатели доверяют штурвал даже летчикам старше 60.
Недавно были обнародованы переговоры пилотов Ту-154, разбившегося под Донецком 22 августа 2006 года. За несколько минут до гибели они обсуждали какие-то препараты, которые им приходится принимать.
Из разговора можно понять, что препараты принимали все члены экипажа. Из-за этого они чувствовали себя неважно. Все, кроме бортинженера (БИ), который не глотал. Дело в том, что перед каждым вылетом летчики проходят медобследование: им замеряют пульс и давление. По всей видимости, пилоты за минуты до гибели говорили о таблетках, помогающих на короткое время восстановить эти показатели.
Стимуляторы принимаются летчиками зачастую с одобрения владельцев авиакомпаний. Летчики перед медкомиссией глотают специальные таблетки, которые на короткое время исключают экстрасистолы – внеочередное сокращение сердца.
«Это вредно, но что делать... В этом заинтересованы и летчики, и авиакомпании. Компаниям нужны люди, а что значит для летчика в 45-50 лет уйти на пенсию? Ведь пенсия у летчика – 3% от зарплаты. В Москве она 5300 руб., за пределами кольцевой дороги – 3200 рублей. Но все понимают, что все это добром не кончится. За последние полгода скончалось четыре летчика: один в гостинице, один на трапе в «Шереметьево», двое – прямо за штурвалом. Но для многих лучше смерть за штурвалом...», – анонимно рассказал газете один из пилотов.
При этом, количество пассажирских авиаперелетов с каждым годом только растет. В минувшем году количество пассажирских авиаперелетов выросло на 18%. Авиапарк страны увеличился на 200 самолетов. Вместе с тем, средний возраст российских пилотов – 45 лет. Командиров воздушных судов – 50 лет. Сегодня авиакомпании «с руками отрывают» 55-летних летчиков. Даже если те 10 лет не садились за штурвал.
Количество выпускников летных училищ в 90-е годы катастрофически снизилось. С 1,5 – 2 тысяч пилотов в год в 1992 году, до 200 в последние 3 года. При том, что в прошлом году списано «на землю» в общей сложности было 400 пилотов. По прогнозам, в 2008 году «Аэрофлоту» потребуется 250 летчиков. Другим авиакомпаниям – еще 250. Взять их будет просто неоткуда.
По материалам РИА Новый регион