4 марта премьер-министру Арсению Яценюку пришлось поставить жирную точку в процессе «конкурсного отбора» кандидатур на место генерального директора «Укрзалізниці». На рабочем заседании Кабмина премьер принял решение отстранить от должности начальника Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина и попросил правоохранительные органы проверить информацию о его причастности к растрате бюджетных средств в корыстных целях. Интересно, что именно Кривопишина еще недавно считали человеком, имеющим наибольшие шансывозглавить «Укрзалізницю».

Напомним, что конкурс по отбору руководства «Укрзалізниці», аэропортов «Борисполь» и «Львов» был главной «фишкой» нового министра инфраструктуры Андрея Пивоварова. К его организации были привлечены внешние эксперты – консалтинговые компании Talent Advisors, ЕBS и Deloitte, дабы обеспечить прозрачность и минимизировать коррупционные риски назначений.

Однако уже в январе журналисты-следователи из влиятельного интернет-издания TheInsider получили из «Укрзалізниці» информацию обо всех 10 кандидатах, из которых предстояло выбрать гендиректора. Из справки, подготовленной журналистами, стало понятно, что на всех желающих клейма негде ставить из-за их длинных «послужных списков» теневых сделок, госзакупок у «своих» фирм за счет государства. Причем среди всех именно Кривопишина называли «королем» тендеров: по данным журналистских расследований Юрия Николова из «Наших грошей», к началу 2014 годаструктуры, принадлежащие родственникам и подставным лицам Кривопишина, «натендерили» у «Укрзалізниці» 758 млн. грн.

Когда в «УЗ» пришла новая команда финансистов, коррупционные схемы начали падать одна за другой. Самую большую угрозу для Кривопишина и подобных ему бюрократов-бенефициариев на железной дороге представлял проект реформирования «УЗ», предполагавший разделение административного и экономического управления железнодорожным хозяйством. Максим Бланк, тогда еще зам гендиректора «УЗ», инициировал проведение инвентаризации и независимой оценки имущества и хозяйственных обществ железнодорожной отрасли, что само по себе угрожало раскрытием теневых механизмов получения и выведение прибыли из «УЗ». Иными словами, исчезала сама возможность использовать должности руководителей региональных железных дорог для лоббирования приватных интересов. К примеру, летом 2014 года несмотря на многолетние связи Кривопишиным и Ко в судах и СБУ были отменены тендеры на сумму 48 млн. грн.

Впрочем, «железнодорожному лобби» удалось найти общий язык с гендиректором «Укрзалізниці» Борисом Остапюка, однако в сентябре прошлого года чиновник был отстранен премьером от выполнения своих обязанностей. Тогда «старая гвардия» пошла другим путем, проталкивая идею назначения нового гендиректора через открытый конкурс. «Западная» по форме организация конкурса была искажена до неузнаваемости «комсомольским» наполнением. Кроме шанса возглавить предприятие целиком, конкурс позволил претендентам открыто атаковать проект реформирования «Укрзалізниці», оправдывая отсрочку «войной с Россией» и экономическим спадом. Все проблемы с повышением тарифов, переходом на 4-дневную рабочую неделю, сокращением нерентабельных производств сваливались на «новую команду», тогда как о многолетнем и глобальном разворовывании «железки» предпочитали молчать. Конкурс по сути превратился в фестиваль популизма. По словам Бланка, претенденту «нужно нравиться отрасли, нужно нравиться депутатам, нужно нравиться мэрам и губернаторам, нужно нравиться промышленному лобби, нужно нравиться членам Кабинета министров». Между тем, будущем руководителю госкомпании в первую очередь стоит говорить о борьбе с коррупцией, отлучении от кормушки, а это мало кому из перечисленного списка способно прийтись по вкусу.

И вот, финал истории, достойный ее начала. Один из главных претендентов на пост гендиректора становится фигурантом уголовного расследования. Естественно, конкурс сорван и дискредитирован, и можно ожидать, что его также заблокируют решением суда, как это уже случилось с «Борисполем».

В принципе, ситуация вокруг «Укрзалізниці» мало чем отличалась бы от прежней борьбы за контроль над лакомым куском госсобственности, если бы не внешний фактор. Дело в том, что «УЗ», как и другие госмонополии, находится сейчас в зоне пристального внимания международных финансовых организаций. По словам старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Виталия Кравчука, только что утвержденное соглашение между Украиной и МВФ в рамках программы EFFо выделении 17,5 млрд. долл. предусматривает реформу управления такими большими госпредприятиями, как «УЗ», «Энергоатом» или «Уголь Украины».

Причем проводить реформу придется в ситуации, когда отрасль находится на краю пропасти. По словам Бланка, средств на модернизацию и обновления подвижного состава, инфраструктурные проекты и социальную функцию у «Укрзалізниці» нет. «Главное ограничение: не хватает денег. Как у самой «Укрзалізниці», так и у государства. Внутреннего капитала сегодня в стране немного. Внешний инвестор не придет в Украину, пока мы не успокоим ситуацию. Это могут сделать и большая программа поддержки со стороны МВФ, и повышение кредитных рейтингов, и ряд ключевых реформ», – считает руководитель госкомпании.

Однако вместо того, чтобы дать администрации УЗ довести реформу до результата, в том числе до позитивных финансовых показателей, в высоких кабинетах на Грушевского и Банковой хотят довести до абсурда кадровый конкурс. В частности, уже 4 марта «Эспрессо ТВ» со ссылкой на источники во власти «засветило» кандидатуру нардепа Тараса Кутового, члена Блока Порошенко, который известен лишь своей работой в сфере столичной недвижимости. Хотелось бы ошибаться, но, похоже, что кое-кто понял новость о новом кредите МВФ как карт-бланш для очередного передела бюджетного пирога, а не тяжелого реформирования. Вряд ли такой подход найдет отклик у ревизоров МВФ уже к концу второго квартала.

Автор: Игорь Кравец

Использованы материалы:

 TheInsider

"Наші гроші",

"Железнодорожный портал"