Мы уверены, что такой бизнес является социально ответственным по трем причинам: способствует чистоте окружающей среды, избавляет страну от нефтяной зависимости, создает новые рабочие места – причем квалифицированные, высокооплачиваемые и ориентированные на молодежь. Именно поэтому такие проекты стали очередными участниками TheVenture – как пример людей и компаний, которые стремятся сделать наш мир лучше и чище.
Знаете, какой объем вредных веществ каждый год попадает в атмосферу над территорией Украины? Около 7 млн. тонн. И более половины выбросов генерирует автомобильный транспорт. В крупных городах в 80% «плевков» в воздух виноваты именно автомобили. И хотя украинская ментальность и забота об окружающей среде все еще далеки друг от друга, мы стали все чаще задумываться о том, в какой экосистеме будут жить наши дети и внуки. Ну и от нефтяной зависимости тоже хочется понемногу избавляться.
Одно из подтверждений этому – увеличение спроса на электромобили. Растущие цены на топливо, девальвация, а также стандартные «болячки» двигателей внутреннего сгорания (ДВС) все чаще толкают на покупку авто с электромотором. Да, электрокар – приобретение не из дешевых, но зачастую потенциальных автовладельцев тормозит отнюдь не цена, а отсутствие инфраструктуры. Это зарядные станции, «заточенные» под электрокары СТО, налаженная поставка запчастей. Отрадно, что этой проблемой озабочены молодые предприниматели, которые готовы вкладывать в развитие экосферы для электромобилей деньги и собственный энтузиазм. Осознавая, что это – не только бизнес будущего, но и вклад в защиту окружающей среды.
На медленных оборотах
Бизнес на заправке электромобилей? Почему бы и нет? В зависимости от марки и класса, электромобиль способен проехать на одном заряде от 100 до 400 км. В принципе, показатель дальности хода сравним с таковым у обычных авто, особенно малолитражек. Но если количество автозаправочных станций в Украине постепенно приближается к 10 тысячам, то зарядных станций для электрокаров – единицы.
Хотя себестоимость заряда и его цена для конечного потребителя минимальны. Для 100 км пробега этот показатель колеблется в среднем от 5 до 10 грн. Это ничто по сравнению со 150–200 грн., которые съедает бензиновый или дизельный двигатель за аналогичное расстояние. Соответственно, даже при марже на каждую зарядку в 30–50% стоимость поездки для владельца электрокара не будет обременительной. Заряжаться можно и дома, от стандартной силовой розетки, но куда эффективнее и привлекательнее специальная зарядная станция, позволяющая за полчаса зарядить аккумуляторы минимум на две трети.
Мы пока не нашли ни одного бизнеса в Украине, который специализировался бы на поставке, монтаже и запуске таких электрозаправок. Но уверены абсолютно: спрос на установку таких станций скоро будет огромным. Ими захотят обзаводиться паркинги в офисных и развлекательных центрах, рестораны, загородные поселки, государственные и муниципальные учреждения. (Да, мы уверены, что скоро «бюджетні установи» заставят обновлять их автопарки в пользу электрокаров.)
А вот предприятия, обслуживающие электрокары, уже есть. Вот только запустить такой бизнес – удовольствие не из дешевых. «Стартовые инвестиции в подобный бизнес составляют порядка 1 млн. долл.», – уверяет Сергей Богуш, коммерческий директор компании «БИО Автомотив», которая занимается продажей электрокаров, развитием их сервиса.
На фото: Сергей Богуш, dengi.ua
Сложность его запуска состоит не только в получении разрешительной документации, но и в налаживании связей с партнерами, поиске специалистов и в оценке инвестиционной привлекательности. Ведь нужно очень точно спрогнозировать темпы роста «поголовья» электрокаров в конкретном регионе.
Да и сами бизнесмены, попробовавшие взяться за такое дело, считают, в ближайшие несколько лет любой из подобных проектов вряд ли станет бизнесом в классическом его формате. Это, скорее, инвестиция в будущее, демонстрация возможностей и формирование базы благодарных владельцев, которые только привыкают к самому факту обладания электрокаром. Именно поэтому на первых порах ради популяризации автомобилей на электрической тяге есть смысл сделать услуги по их заряду бесплатными (немногочисленные станции зарядки пока что так и работают).
СТО смогут зарабатывать на текущем сервисе, в то время как стоимость переоборудования ДВС-авто в электрокары (в Украине этим занимаются уже около десятка компаний) снизят до минимума. Сделав ее максимально привлекательной для покупателя, чтобы его вложение в переделку авто «отбивалось» максимум за два-три года.
При этом предпринимателям придется взять на себя ответственность за создание еще одного направления – так называемого социального транспорта. «Это почта, доставка продуктов, городские службы такси, в парке которых будут электрокары. Их внедрение позволит конечным потребителям существенно экономить на покупках и услугах, что особенно важно для незащищенных слоев населения: инвалидов и малообеспеченных семей», – рассуждает Сергей Богуш. А мы добавим: «мода» на снижение нефтяной зависимости настолько сильна, что украинское государство просто будет вынуждено стимулировать не только импорт, но и собственную сборку электроавтомобилей.
Придут и зарядят
По мнению основателя TeslaMotorsClubUkraine Назара Шимоне-Давида, пересадить украинцев на электрокары не так и сложно. «Если заглянуть в историю, то электромобили были более быстрыми, чем их ДВС-аналоги. Кроме того, значительно меньшие суммы денег тратятся не только на заправку, но и на обслуживание (первое серьезное ТО проводится лишь спустя 40 тыс. км пробега – ред.)», – рассказывает Назар.
Немаловажно, что в проекты, которые связаны с отказом от «грязных» бензиновых и дизельных авто в пользу экологически чистых электромобилей, готовы вкладывать деньги нерезиденты. Например, американская Tesla Motors планирует открыть в Украине скоростные станции зарядки Supercharger, которые способны привести аккумуляторы авто в готовность за 20 минут. «Американцы берут в аренду землю, строят станцию и платят за электричество самостоятельно», – подчеркивает Назар Шимоне-Давида, ведущий переговоры с Tesla Motors о развитии сети в нашей стране.
Обслуживание электрокаров – это перспективная и «модная» профессия, что делает ее интересной молодым людям, которые только пытаются получить первое в своей жизни рабочее место. «Поэтому для обслуживания данного вида транспорта мы ориентируемы не на опыт, а скорее на сообразительность нового сотрудника, его минимальные знания в области авто и электродвигателей», – отмечает коммерческий директор «БИО Автомотив». Такой подход открывает поле для популяризации инженерных специальностей, которые в последние пару десятков лет популярностью не пользовались.
На пороге перемен
Сказать, что в Украине у бизнеса на электрокарах впереди безоблачное будущее, было бы преувеличением. Отсутствие государственной поддержки – одна из причин, тормозящих спрос на электромобили в Украине. И, как следствие, сдерживающая рост клиентской базы. «Например, у нас была идея развивать сеть бесплатных зарядных станций на основе мощностей метрополитена. Но разрешительные процедуры, как обычно, стали препятствием, и проект заморозился», – рассказывает Сергей Богуш.
Хотя в Западной Европе все наоборот. Часть стран ЕС уже в ближайшие 10 лет планирует 50% общественного транспорта перевести на электричество. А до 2050 года – полностью пересадить своих граждан на электрокары. Но все это возможно лишь при содействии социально ответственному бизнесу (в том числе посредством налоговых льгот).
«С начала 2014 года в украинский парламент было подано два законопроекта о снятии ввозных пошлин на электрокары. Но они не получили должной поддержки, и рассмотрение документов отложилось», – приводит пример Сергей Богуш.
Тем не менее, в распоряжении «Денег» есть информация, что киевская горадминистрация подготовила концепцию развития электротранспорта в столице, а также создания инфраструктуры для него. Стратегию должны утвердить до конца 2014 года. И если это произойдет – бизнес получит серьезные стимулы для реализации проектов, которые призваны удовлетворять запросы растущего числа владельцев электромобилей. В том числе, условия для привлечения инвестиций.